Другие материалы смотрите в издании ВВП №48

Автор: Алексей СОКОЛОВ
Фото: Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (в центре), митрополит Киевский и всея Украины Владимир (слева) и митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь (справа)

Визит предстоятеля РПЦ на Украину продемонстрировал реальную конфессиональную расстановку сил в стране.

С 27 июля по 5 августа Патриарх Московский и всея Руси Кирилл находился с визитом в Украине. Поездка эта стала беспрецедентной в новейшей истории русского православия. Святейший объехал почти всю страну, пообщался с верующими, неоднократно выступал с проповедями и речами, многие из которых вызвали широкое обсуждение не только в Церкви, но и в светском обществе России и Украины.

Но что еще более важно, визит Патриарха значительно разрядил обстановку в стране, где вот уже двадцать лет религиозная жизнь испытывает серьезное давление со стороны местных политических сил. Приезд Святейшего помог не только смягчить отношение украинской общественности к канонической Православной церкви, но и развеял стереотип о наличии в стране мощной антицерковной оппозиции.

Чтобы разобраться в том, каким образом Патриарху удалось за неделю с лишним столь серьезно переломить ситуацию и разрешить немало проблем, довлевших над украинской Церковью и обществом в течение двадцати лет, нужно понять некоторые особенности Церкви и церковной жизни, которые подчас не берутся в расчет светскими политиками.


ВИЗИТ ПАСТЫРЯ

Еще задолго до визита Патриарх официально заявил его основную цель: поездка предполагалась в первую очередь пастырской и паломнической, что было видно и из ее программы. Большая часть времени была отдана богослужениям, посещению украинских святынь, проповедям и общению с людьми.

При этом противники визита из числа радикально настроенных украинских политиков сразу же начали продвигать в СМИ идею того, что «пастырский визит» – лишь прикрытие, на самом же деле цели поездки исключительно политические. Все это налагалось на попытки представить Патриарха «агентом Кремля», врагом украинской государственности и так далее. От него ожидали резких выпадов в адрес украинских националистов и церковных раскольников. Но ничего подобного не случилось, прогнозы скептиков не оправдались ни в одном из пунктов, зато сам Святейший исполнил, что обещал.

Программа его пребывания полностью совпала с заявленной, и лишний раз подчеркнула, что на украинскую землю ступил предстоятель Православной церкви – священник, а не политик. Из общего протокола выделялись, пожалуй, лишь официальные встречи с президентом Украины Виктором Ющенко и премьер-министром Юлией Тимошенко, состоявшиеся в первый день по приезду Патриарха в Киев. В остальные же дни Патриарх совершал богослужения, встречался с людьми и неоднократно выступал с проповедями и речами, затрагивавшими важные темы как церковной, так и общественной жизни.

Одним из центральных выступлений стал беспрецедентный для украинского телевидения полуторачасовой эфир с участием Патриарха на телеканале «Интер». Во время него Святейший ответил на самые разные вопросы: говорил он и о проповеди христианства в современном мире, и об опасности общества потребления, и о едином культурном пространстве Киевской Руси, зародившемся еще во времена князя Владимира, но до сих пор соединяющем народы России, Украины и Белоруссии несмотря на государственные границы.

Свое выступление Патриарх начал неожиданно: – Я отдаю себе отчет в том, что кто-то сейчас взирает на экран с огромным интересом, с уважением к личности того, кто к ним обращается, но есть люди, которые смотрят на экран с огромным раздражением. Я не буду говорить специально ни для одних, ни для других, – я буду говорить то, что Бог положит мне на сердце, а вы судите сами, но судите непредвзято.

Отзывы в прессе и интернете прекрасно иллюстрируют суждение украинцев: получив возможность обратиться к людям напрямую, Патриарх по-настоящему «завоевал» слушателей.

Его выступление побило все рекорды телерейтингов, да и затем в течение всего визита прямые трансляции богослужений и проповедей Святейшего конкурировали с самыми популярными телепрограммами.

Немало было и тех, кто не ограничился телевизором, а пришел увидеть Патриарха лично и, что еще важнее, помолиться вместе с ним. Достаточно сказать, что по некоторым подсчетам на богослужении в Киево-Печерской лавре присутствовали около 20 тысяч человек, а количество паломников, пришедших на встречу со Святейшим в Почаевской лавре превосходило 50 тысяч.

Одновременно практически провалилась кампания противников визита. Несмотря на истерику некоторых (далеко не всех) украинских СМИ, ежедневно выливавших грязь на предстоятеля, уличных акций оказалось на удивление мало. Не более трехсот человек в аэропорту, маленькие группы протестующих в ключевых местах программы визита (не более однойдвух сотен человек)… Даже в Ровенской области, на Западной Украине, где все ожидали массовых акций, по некоторым данным, не набралось и полутора тысяч протестующих.

Для Украины, где вот уже двадцать лет вокруг Церкви кипят страсти, в начале 90-х даже перераставшие в настоящие уличные бои за храмы и монастыри, этот показатель рекордно низок.


ПОЛИТИЧЕСКАЯ БОЛЕЗНЬ

С точки зрения мирового православия, Украина, как и большая часть бывшего СССР, является канонической территорией Русской православной церкви. При этом Украинская церковь обладает широчайшей автономией: она независима в финансовых делах, имеет административное самоуправление, но в то же время признает своим главой Патриарха Московского и всея Руси, а украинские архиереи участвуют в Соборах и заседаниях Синода Русской церкви (митрополит Киевский является постоянным членом Синода). Для Церкви тот факт, что ее каноническая территория охватывает сразу несколько стран, никогда не был проблемой – подобный опыт известен с давних времен. Однако нынешний статус Украинской церкви не удовлетворяет радикальных украинских политиков, набравших влияние в начале 90-х с образованием независимой Украины. И именно они, а не верующие и не церковные иерархи выступили в качестве основных инициаторов раскола.

С их подачи в 1992 году началось создание «независимой Украинской церкви», так называемого «Киевского Патриархата», не получившего признания ни одной из канонических православных церквей. У так называемой УПЦ КП нет никаких вероучительных разногласий с канонической Церковью, в основе ее учения лежит лишь один лозунг «Свободной стране – свободную Церковь!», хотя подобный призыв с православной точки зрения довольно сомнителен и даже тяготеет к так называемой ереси филетизма – попытке подчинить церковные дела интересам национальным… Украинским политикам-радикалам удалось привлечь на свою сторону часть ушедшего в раскол духовенства, а также вернувшихся из эмиграции представителей старых неканонических и также никем не признанных церковных групп, возникших на Украине еще во время Гражданской войны и разросшихся в годы немецкой оккупации. Однако главной силой раскольничьих «проектов» всегда оставался не духовный, а административный ресурс. Именно с его помощью захватывались храмы, а раскольники получали различные преференции перед представителями канонической Церкви.

Аналогичная политика, хотя и гораздо более либеральная, сохранилась и у нынешнего руководства страны. Президент Ющенко не скрывает, что создание независимой Украинской церкви – одна из важнейших его целей. Однако методы ныне не столь радикальны, как некогда, а глава украинского государства демонстрирует свою готовность вести диалог в том числе и с канонической Церковью.

Воинствующие авторы говорящего за себя лозунга «геть – московского попа!» составляют сегодня правую оппозицию существующей власти. В первую очередь, к ним относятся Украинская народная партия (УНП) и небезызвестная националистическая УНА-УНСО. Именно они и выступили в качестве основных застрельщиков протестных настроений, но в отличие от прошлых лет им не удалось привлечь к своим акциям широкие народные массы. Более того, даже созданные при их поддержке неканонические структуры вроде «Киевского Патриархата» или небольшой Украинской автокефальной православной церкви, не пришли им на помощь. Большинство входящих в них верующих предпочли молиться в собственных храмах вместо того, чтобы идти и мешать молиться верующим Церкви канонической.

Возможно, все бы повернулось иначе, поддайся Патриарх на провокации, сделай он какие-то выпады в ответ на домыслы и оскорбления в свой адрес, отступи от идеи проповеди христианских ценностей взамен призывов к борьбе с врагами… Одно неудачно брошенное слово могло разжечь заново затухший было костер националистического раскола, опаляющий Украинскую церковь. Но этого не случилось.

Минимум политики в речах, уважительное отношение к оппонентам, призыв к миру – все это заставило людей задуматься о причинах церковного разделения и о том, так ли уж агрессивна «московская Церковь», как ее порой пытаются изобразить. В результате многие из недовольных вдруг поняли, что делить им с Патриархом Кириллом нечего, а вот послушать его позицию очень даже стоит.


ДИПЛОМАТИЯ ПАТРИАРХА

Кому-то может показаться, что такие термины как «пастырский визит» представляют собой ничего не значащие дипломатические формулировки. Однако это не так. Подобные понятия действительно не имеют порой аналогов в светской практике, но в Церкви играют решающую роль. Потому слова Патриарха нередко позволяют взглянуть на привычное, ка- залось бы, явление под совершенно новым углом зрения.

Яркое доказательство тому – одно из ключевых мероприятий первого дня визита, когда Патриарх и президент Украины совместно почтили память жертв массового голода в СССР, охватившего в 1932–1933 годах значительную территорию страны. Слова, произнесенные при этом предстоятелем Русской церкви, опять же носили в первую очередь пастырский характер.

— Мне хотелось бы особенно ясно сказать сейчас всем, у кого, может быть, возникают сомнения по поводу правомерности моего присутствия на этом месте: мы вспоминаем жертв голода – того самого голода, который лично ко мне имел самое непосредственное отношение, – начал свою речь Патриарх, после чего рассказал о том, как и его семья чуть было не погибла тогда в голодающем Поволжье. – Я позволил себе рассказать эту историю потому, что голод – страшный голод, порожденный совершенно конкретными политическими причинами и усугубленный еще и природными катаклизмами, – привел к тому, что огромное число людей погибло в Украине, в Поволжье, в Северном Кавказе, в Южном Урале, в Западной Сибири, в Казахстане. Это общая беда всего нашего народа, который в то время жил в одной стране. Поэтому нет ничего удивительного, что мы молимся о безвинных жертвах, мы вспоминаем тех, кто погиб. Вспоминая их, мы молимся одновременно, чтобы никогда ничего подобного больше не произошло, а также чтобы никогда такого рода события в нашей истории не полагались в качестве некой преграды для братского общения, чтобы никогда из этих трагических обстоятельств нашей истории не проистекала братоненавистническая историософия. Мы должны вместе молиться и работать для того, чтобы мир стал лучше, чтобы народам нашим лучше жилось, чтобы никогда безвинные жертвы не уходили к Богу в мирное время.

Эти слова были сказаны не случайно: ведь широко известно, что украинское руководство сегодня активно использует историю массового голода 30-х в своих политических целях, представляя его как сознательный геноцид исключительно украинского народа. Такой подход вызывает неодобрение не только со стороны России, но порождает и серьезное внутреннее напряжение в самой Украине. А потому слова Патриарха, ле- жащие вне политического контекста, сыграли важную примиряющую роль.

Сегодня в нашем сознании религия нередко отделяется от общественной жизни, но визит Патриарха показал, сколь востребовано христианское свидетельство не только в стенах храмов, но и за их пределами. В условиях, когда все призывают к разъединению и обострению конфликтов, Святейший призывал к единству и миру, сознательно давая понять, что не намерен выступать даже против самых ярых своих противников.

— Мы будем молиться святому равноапостольному князю Владимиру о даровании нам силы любить ближнего – мужа, жену, брата, сестру, детей, коллег по работе. Пусть он даст нам силу любить врагов и доказать опытом своей жизни, что не искаженное злобой лицо, проповедующее ту или иную человеческую истину, но кроткий лик вышедшего из купели крещения киевского князя Владимира является идеалом Святой Руси. И этот идеал непобедим и непреодолим, ибо он есть слово Божие, а не человеческое.

Как оказалось, именно этих призывов ждала Украина, истерзанная внутренними центробежными силами. А потому слова Святейшего услышали не только верующие, но и все граждане страны, увидевшие в Патриархе не сторонника одной из вечно враждующих политических фракций, но человека, судящего обо всем с особой позиции. Человека, способного стать примирителем и третейским судьей будущих споров.

Решило ли это существующие проблемы церковной жизни в Украине? Разумеется, нет. Но никто (в первую очередь сам Святейший) на это и не рассчитывали. Ведь то, что ломалось и рушилось почти двадцать лет, невозможно склеить в одночасье. Однако почва для будущего диалога теперь существует. И в следующий раз (а Патриарх обещал бывать в Украине весьма часто) Киев и вся страна будут ждать Святейшего уже совсем с другим настроением.


Из проповеди в Успенской Киево-Печерской лавре в день памяти святого равноапостольного князя Владимира

…В центре евангельского послания – одно и самое главное слово: любовь. Любовь как основа бытия, любовь как основа личной и семейной жизни, любовь как основа жизни общественной и даже государственной.

Эти слова остаются непонятными для многих людей – гораздо понятнее власть, деньги и могущество. Под эти цели можно сверстать любую политическую программу, можно вдохновить людей на борьбу, даже на войну, потому что в каждом сидит этот бес – стремление быть богатым, сильным, могущественным.

Что же такое любовь, которую проповедует Христос? Как можно возлюбить ближнего, как можно возлюбить даже врага? Этот вопрос, уже будучи верующими людьми, мы задаем себе, сознавая, что нет любви в сердце к другому человеку, а тем более к врагу. Что же означают эти слова Господа?

Ведь это слова не человеческие, не мудрость поколений, не мудрость народов или всего человечества – это Божественная мудрость. Понятна она людям или непонятна, способны люди следовать этой мудрости или не способны – от этого слово Божие не перестает оставаться Божиим словом и Божественной истиной, вечной и неизменной...

...Богу было угодно, чтобы именно человеческая способность разделять свою жизнь с другими легла в основу человеческого бытия, в основу самого главного закона, по которому только и должна устраиваться личная, семейная и общественная жизнь. Каждый из нас на опыте знает, что это такое. Когда семья крепка? Тогда, когда муж отдает себя жене и семье, а жена отдает себя мужу и детям. Попробуйте перестать отдавать себя другому – семья сразу ощущает страшное холодное дуновение ветра. Исчезает доверие, появляется подозрительность: а почему он или она поступили так, что за этим скрывается? Может быть, он или она меня больше не любит? Мы знаем, как разваливаются семьи только потому, что супруги перестали отдавать себя друг другу, заботиться друг о друге, жизнь другого воспринимать как свою собственную жизнь. А разве не в этом кроется проблема отцов и детей, проблема поколений? Ведь она вырастает из недосказанности, из того, что не выражена была до конца родительская любовь, из того, что родители не получили любви своих детей. И разрывается преемственность, разрывается историческая связь поколений.

А что происходит в обществах, когда исчезает закон любви, когда начинается борьба за свои частные интересы – политические, экономические, национальные, классовые или социальные, когда эти интересы и ценности становятся самыми главными? Идет борьба не на жизнь, а на смерть, и разрушается ткань человеческого общения, а там, где должна была быть взаимная поддержка, любовь, солидарность, гармония, появляются человеческий хаос и беспорядок под лозунгами построения счастливой жизни.

Беды и разделения народа всегда проистекают от лозунгов, которые призывают нас к счастливой жизни. Не кровью ли умылся наш народ, когда в страшные годы революции соблазнился этими лозунгами и поверил, что можно построить счастливую, процветающую, мирную жизнь без Бога и без любви? Миллионы людей погибли, а эта мечта не была осуществлена. Ей не дано было осуществиться, потому что в основе этого политического мечтания были злоба, противоборство, стремление достичь своих целей, одурачивая людей призывами к счастью.

Церковь призвана быть тем местом, где люди обретают опыт любви и опыт единства. Там, где есть разделение, нет любви. И как лицемерно и ужасно, когда в Церкви происходит разделение во имя неких «высших» целей! Это разделение являет самое ужасное, что может быть в жизни христианина, – отсутствие любви. Какая же тогда может быть проповедь любви, где же Христос, если ради частных интересов, так или иначе понимаемых целей и задач мирского устроения разрушается основа человеческого бытия, разрушается и попирается человеческой злобой любовь? Это извращение христианского послания, это отказ от Евангелия, которое есть не человеческое, но Божественное откровение. Это отказ от Евангелия с его вечной системой ценностей, далеких от наших суетных устремлений.

Церковь провозглашает и ближним, и дальним, и всему миру: нет другого пути для развития мира и человеческой цивилизации, для развития любого человеческого общества, кроме закона любви и проистекающей из любви солидарности, взаимной поддержки, гармонии и мира.

Всему этому мы научены от Киевской купели, от святого князя Владимира. Здесь, на берегу Днепра, в древних стенах Киево-Печерской Лавры, особенно ярко и сильно представляется нашему сознанию образ великого князя. Он не только телесную, но и душевную слепоту сбросил, выходя из купели крещения. Он прозрел тайну человеческого бытия и счастья, он отказался от жестокости и властолюбия, от всего того, что еще недавно грело его душу и вдохновляло его поступки. Князь Владимир в этот момент переосмыслил всю жизнь и дал нам великий завет любви и единства.

Именно в этих стенах мы особенно сильно переживаем значение этой заповеди святого князя Владимира, церковного единства и жизни по закону любви.

Мы будем молиться святому равноапостольному князю Владимиру о даровании нам силы любить ближнего – мужа, жену, брата, сестру, детей, коллег по работе. Пусть он даст нам силу любить врагов и доказать опытом своей жизни, что не искаженное злобой лицо, проповедующее ту или иную человеческую истину, но кроткий лик вышедшего из купели крещения Киевского князя Владимира является идеалом Святой Руси. И этот идеал непобедим и непреодолим, ибо он есть слово Божие, а не человеческое. Аминь.


ИЗ СЛОВА В УСПЕНСКОЙ СВЯТОГОРСКОЙ ЛАВРЕ

...История показывает, что еще ни одна человеческая мечта, ни одна политическая или национальная идея за две тысячи лет существования христианства не была достигнута и реализована через разделение Тела Христова. Там, где разделение, – проливается кровь, теряется энер- гия, утрачивается единство и появляется дробность на месте целостности; там теряется способность достигать целей, поставленных перед народом, перед нацией и перед государством, потому что разделенные в самом главном и святом люди становятся неспособными объединиться в том числе вокруг политических лозунгов и политических программ.

Я говорю об этом сейчас здесь, на этом святом месте, обращаясь к вам – к тем, кто силой своей веры сохранил единство Церкви здесь, на украинской земле. Низкий вам всем поклон и Патриаршая благодарность от всей Русской православной церкви за ваше мужественное стояние в вере, за вашу верность Господу и Спасителю!

Я верю, что Господь приклонит милость к Украине, вразумит власти, вразумит и тех, кто по неведению, забвению и окамененному нечувствию пребывает в расколе. Я верю в исцеление народа, в исцеление национальной жизни Украины. И как Патриарх в том числе и Украины, я буду делать все для того, чтобы народ воссоединился, чтобы политические и национальные противоречия исчезли, чтобы единая Церковь Христова, Церковьмученица и исповедница, бывшая верной Христу даже до смерти и разделявшая судьбу своего народа, вновь имела силу и возможность обнять материнскими объятиями всех своих верных чад.

Мое слово, исполненное любви, обращено сегодня не только к вам, жители Донбасса, но и к тем нашим братьям и сестрам, которые находятся в разделении. Мы будем молиться за вас, даже если вы не хотите этой молитвы, мы на коленях будем просить Бога, чтобы Он милость Свою приклонил к Украине, чтобы Он объединил Церковь, объединил народ, чтобы все вместе могли сказать: «Нас же всех, от единаго Хлеба и Чаши причащающихся, соедини друг ко другу во единаго Духа Святаго причастие».

Я хотел бы выразить сердечную благодарность Блаженнейшему Владыке митрополиту Владимиру, мужественному Предстоятелю Украинской Церкви, молитвеннику и духовному пастырю, который своим смирением и любовью сохраняет единство, несмотря на угрозы разделений.

Хотел бы также поблагодарить митрополита Владимира и за возрождение этой святой лавры, и за то, что сему монастырю дано было право именоваться лаврой – таким образом этот монастырь был в историю других великих обителей земли нашей...


ИЗ СЛОВА ПОСЛЕ БОГОСЛУЖЕНИЯ В СВЯТО-УСПЕНСКОЙ ПОЧАЕВСКОЙ ЛАВРЕ

...Я хочу поделиться с вами мыслями, которые возникли у меня за эти десять дней. Церковь Христова непобедима – это хорошо известно тем, кто изучает историю. Но это должно быть очевидно и тем, кто либо истории не знает, либо закрывает на нее глаза. Достаточно взглянуть на народ Божий, объятый силой молитвы, хранящий верность Христу и Его Церкви, исповедующий единство православия, чтобы понять: Церковь несокрушима, неистребима, и какие бы силы ни пытались разрушить ее, это не по силам человеку, ибо Сам Господь сказал: созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16. 18).

И другое важное наблюдение: сила веры украинского народа, прошедшего и проходящего через многие испытания, – это та сила, которая только и способна изменить жизнь к лучшему в этой стране, а все остальное вторично. Первична же сила народной веры и благочестия, сила призывания имени Божия, и будем молиться, чтобы эту простую мысль поняли все: и политики, и люди бизнеса, культуры, науки, и землепашцы, и рабочие; чтобы еще и еще раз это поняли люди Церкви – священники и архиереи. Тогда, объятые общей силой веры и великим вдохновением, мы сможем сделать все, что благословит нам Господь, сможем преодолеть любые трудности.

От всего сердца благодарю вас, мои дорогие, за вашу молитву, за вашу любовь, за поддержку меня как Патриарха. Я слышал ваши возгласы, я видел ваши лица. Благодарю вас сердечно за искренность и за молитвенную поддержку...

...Я покидаю благословенную сию землю, оставляя здесь часть своего сердца. И всегда Украина и украинский народ будут в моем сердце, ибо я осознаю себя преемником Киевских и всея Руси митрополитов, которые так же хранили в трудных обстоятельствах единство Церкви и веру своего народа.

Да поможет всем нам Господь идти по пути, указанному Его перстом, сохраняя веру, надежду и любовь в наших сердцах...


Партнёры