Георгиевский зал Большого Кремлевского дворца
СПРАВА ОТ АВАНЗАЛА РАСПОЛОЖЕН ОРДЕНСКИЙ ГЕОРГИЕВСКИЙ ЗАЛ, НАИБОЛЕЕ ИЗВЕСТНЫЙ И ЗНАЧИТЕЛЬНЫЙ В РЯДУ ЗАЛОВ ПАРАДНОЙ АНФИЛАДЫ БОЛЬШОГО КРЕМЛЕВСКОГО ДВОРЦА. ЕГО ДЛИНА — 60 МЕТРОВ, ШИРИНА — 19 И ВЫСОТА — 17 МЕТРОВ. ГИГАНТСКИЙ СВОД ОПИРАЕТСЯ НА ВОСЕМНАДЦАТЬ МОЩНЫХ ПИЛОНОВ, УВЕНЧАННЫХ АЛЛЕГОРИЧЕСКИМИ СТАТУЯМИ ПОБЕД. ОНИ ОЛИЦЕТВОРЯЮТ СОБОЙ ОБЛАСТИ, ВОШЕДШИЕ В СОСТАВ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА.
Парадный Георгиевский зал по размерам самый большой из всех орденских залов Большого Кремлевского дворца. Он посвящен военному ордену св. великомученика и Победоносца Георгия, учрежденному императрицей Екатериной II в 1769 году за личную доблесть «для награждения отличных военных подвигов и в поощрение в военном искусстве».
О Георгиевском зале императорского дворца в Кремле М.П. Фабрициус писал, что это «один из величайших (длина 85 1/2 арш., ширина 29 арш. и вышина 24 3/4) в России; он производит на каждого входящего в него впечатление по своим размерам, характеру отделки и архитектурным формам. Его белый, снежный колер напоминает кружево благодаря чрезвычайно мелкой, прекрасной лепной работе орнаментов, почти сплошным вычурным узором покрывающих колоссальный сводчатый плафон, стены и колоннаду. 18 пилонов, образующих выступы и ниши у стен залы, оканчиваются 18 цинковыми колоннами, на которых поставлены статуи побед, изображающие аллегорически следующее (справа от входа):
а) завоевание Перми (1472);
б) Вятки (1499);
в) царства Казанского (1553);
г) Золотой Орды (1557);
д) Сибири (1582);
ж) Камчатки (1643);
з) Малороссии (1654);
и) берегов Невы (1702);
к) Карелии (1721);
(слева):
а) Баку (1723);
б) Малой Татарии (1791);
в) Тавриды (1783);
г) царства Польского (1794);
д) присоединение Грузии (1801);
ж) Финляндии (1809);
з) областей Персии (1812);
и) Армении (1828).
На стенах зала помещены мраморные доски с названиями полков, участников побед, годов их учреждения и вензелевыми изображениями государей, при которых полки были основаны, а вокруг них по пилонам расположены тоже мраморные доски, на которых вырезаны фамилии всех имеющих орден Георгия, и на сих досках продолжали вырезать фамилии кавалеров, по мере пожалования ордена. Так, на стене, справа от входа, у камина помещено имя государя императора Александра Александровича – кавалера ордена Георгия 2-й степени, полученного еще в бытность наследником, а левее крайнего окна, под 1850 годом, можно видеть имя императора Александра Николаевича. Вверху поперечных стен залы помещаются барельефные изображения патрона ордена (работы барона Клодта). У наружной стены, в середине ее, помещается великолепной работы группа из серебра (работы Верховцева), изображающая двух казацких атаманов – Ермака (покорителя Сибири) и графа Платова (героя 1812 г.), у ног которых лежит аллегорическая фигура Енисея в виде старика. Группа эта поднесена государю императору донскими казаками. Справа и слева от нее стоят два бронзовых ковчега, в которых хранятся списки Георгиевских кавалеров, а близ них, у продольных стен, расположены два камина белого каррарского мрамора (работы Кампиони) с бронзовыми часами, изображающими на одном группу Георгия Победоносца, а на другом – Минина и Пожарского. Весьма замечателен паркет (рисунок профессора Солнцева, работы Миллера) и 6 громадных бронзовых люстр, для освещения которых требуется 3200 свечей. Мебель обита материей цветов орденской ленты: черный с желтым».
Георгиевский зал Большого Кремлевского дворца самый большой из всех парадных залов Московского Кремля. Он, по идее императора Николая I, был задуман как зал воинской славы русского оружия и был посвящен ордену св. Георгия, ставшего с древнейших времен символом ратных подвигов России и главным попечителем и заступником российского воинства.
По традиции, оформление Георгиевского зала было выдержано в цветах ленты и знаков ордена. Орден св. Георгия состоял из золотого креста, заполненного белой эмалью с изображением в центре канонического образа св. Георгия, поражающего копьем дракона, и золотой четырехлучевой звезды с вензелем св. Георгия и девизом, идущим по кругу: «За Службу и Храбрость». Георгиевская орденская лента состояла из трех параллельно идущих черных и двух оранжевых полос. Именно эти присущие ордену цвета и стали определяющими при колористическом решении интерьеров этого гигантского зала.
Георгиевский зал – третий в анфиладе парадных залов дворца. Он выходит торцевой частью на главный южный фасад, тогда как протяженной своей стеной зал обращен на Соборную площадь и Благовещенский собор Московского Кремля, причем в прошлом зал был соединен с собором крытым переходом.
Зал ордена св. Георгия, как Андреевский и Александровский, имеет два яруса окон, прорезанных в южной и восточной стенах этого громадного помещения. Оно перекрыто полуцилиндрическим кессонированным сводчатым потолком, опирающимся на восемнадцать мощных каменных столпов. Стройные витые цинковые колонны практически разгружены и несут декоративную функцию. Громадный потолок всем своим весом опирается на мощные треугольные в плане пилоны, выступающие во внутреннее пространство зала. Пилоны расположены симметрично по западной и восточной стенам зала. Массивность огромных пилонов успешно скрадывается невесомыми ажурными белыми колоннами и великолепными мраморными статуями. Такое художественное оформление колоннады с белокаменными парными скульптурами было предложено директором Оружейной палаты А.Ф. Вельтманом.
Интерьер Георгиевского зала удачно совмещает парадную пышность и роскошь художественного оформления с лаконичностью архитектурных форм и сдержанной цветовой гаммой, соответствующей цветам орденских знаков. Это сильно отличает кремлевский зал русской воинской славы от соседствующих с ним тронного Андреевского и Александровского залов.
Георгиевский зал оформлен в бело-золотой цветовой гамме. По его сторонам установлены восемнадцать витых белых цинковых колонн. Над ними смонтирован ажурный белоснежный антаблемент. Над каждой колонной размещены скульптурные женские фигуры (выполнены известным русским скульптором И.П. Витали), держащие щиты с изображенными на них гербами царств, княжеств и областей, вошедших в состав Российского государства с конца XV по первую треть XIX века.
Под стать великолепным скульптурам и замечательный лепной декор, ставший настоящим украшением этого парадного зала. Необъятный цилиндрический свод Георгиевского зала обильно украшают декоративные кессоны с ажурной объемной лепниной. Для оформления потолочных сводов широко использованы знаки ордена св. Георгия – золотые звезды и кресты.
Впрочем, такой традиционный орденский декор характерен и для оформления стен зала и присутствует буквально во всех элементах интерьера.
Верхние части южной и северной стен Георгиевского зала украшены превосходными, по своим художественным достоинствам, горельефами работы замечательного русского скульптора П.К. Клодта. На них – каноническое изображение покровителя ордена – св. Георгия на коне, поражающего копьем крылатого дракона. Всадник является символом и центральной фигурой герба первопрестольной столицы, и одновременно он входит в качестве геральдического элемента в Российский государственный герб.
Несомненным украшением Георгиевского зала императорского дворца служат два прекрасных камина, изготовленных из белого каррарского мрамора, богато украшенных филигранной каменной резьбой, изображающей традиционную воинскую символику. Проект и эскизы этих каминов были выполнены архитектором К.А. Тоном и изготовлены известным мастером Сантино Кампиони.
Замечательной декоративной деталью, подчеркивающей строгую красоту каминов, стали массивные, со скульптурными композициями, бронзовые с позолотой часы. Они были отлиты по моделям известного скульптора и профессора Академии художеств А.Ф. Логановского. Сюжетные композиции для обоих часов были подобраны в общей стилистике оформления парадного Георгиевского зала. Одни из них представляют собой скульптурную группу «Святой Георгий Победоносец на коне, поражающий копьем дракона». Другая скульптурная композиция – это уменьшенная копия широко известного памятника «Гражданин Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский» работы И.П. Мартоса. Сам памятник был установлен на Красной площади в центре Москвы.
Общее ощущение парадной торжественности Георгиевского зала подчеркивается и усиливается благодаря шести многорожковым бронзовым с позолотой люстрам, симметрично расположенным по всей протяженности огромного зала, и четырем десяткам бронзовых золоченых бра, выполненных в том же стиле, что и люстры. Эти сложные и пышные по форме люстры и бра хорошо гармонируют с богатейшим лепным орнаментом, обильно покрывающим свод Георгиевского зала.
Одной из настоящих достопримечательностей Георгиевского зала Большого Кремлевского дворца является его богатейший паркет, сохраняющийся в своем первозданном виде уже полтора века, то есть с момента строительства парадных залов. Уникальный многоцветный, невероятно сложный по своему мозаичному рисунку паркет Георгиевского зала был исполнен по проекту и эскизам академика Ф.Г. Солнцева. За сто пятьдесят лет паркет в зале неоднократно подвергался научной реставрации, однако его подлинный вид, рисунок и цвет до сего времени являются предметом настоящей гордости. Последние комплексные научно-реставрационные работы по паркетным полам зала прошли в 1997–1999 годах, и сегодня паркет предстает в том виде, каким он был задуман и исполнен гениальными российскими мастерами.
Исторически обстановка зала включала в себя лишь скамьи и табуреты на позолоченных витых деревянных ножках. Они всегда были оформлены полосатым шелком в тонах Георгиевской орденской ленты – черным и оранжевым цветом.
У стены, выходящей на Боровицкий холм Кремля и Москву-реку, на беломраморных подставках покоятся два бронзовых золоченых ковчега, в которых находятся списки русских воинов, награжденных за героизм, отвагу и мужество орденом св. Георгия. Эти ковчеги были изготовлены по эскизу К.А. Тона московским мастером Полтавцевым. Они богато декорированы позолоченной бронзой и в традициях Георгиевского зала украшены знаками ордена св. Георгия – бело-золотым крестом и девизом ордена «За Службу и Храбрость».
Зал ордена св. Георгия закономерно считается главным залом русской воинской славы. Именно здесь по именному повелению императора Николая I на стенах и в нишах, образованных чередой мощных пилонов, были установлены памятные бело-мраморные доски. На них высечены изображения орденских Георгиевских знаков, а по всей плоскости золотыми буквами увековечены имена более чем одиннадцати тысяч воинов – георгиевских кавалеров и названия 545 наиболее отличившихся в сражениях воинских соединений российской армии. Эти памятные доски делают Георгиевский зал настоящим пантеоном славы русского оружия, памятником мужества и героизма наших соотечественников.