Журнал

ВВП №104

Общество

Задача школы – воспитание созидателя


Министр образования и науки РФ Ольга Васильева

Многие проблемы российского образования начали решаться только в последние годы

Образование – пожалуй, единственная сфера общественной жизни, подвергающаяся перманентному реформированию на протяжении уже 35 лет: со школьной реформы 1984 года, начатой еще в советские времена. Экономический, политический и социальный кризис, поразивший страну в последние годы существования СССР, последующие потрясения начального этапа российских реформ обернулись резким сокращением бюджетного финансирования системы образования, размыванием единого образовательного пространства, превращением высшего образования в привилегию для избранных и одновременно резким падением его качества. Как минимум все 90-е годы картина выглядела достаточно удручающе. Наиболее выразительной иллюстрацией разрушительных процессов в сфере образования стала пресловутая «утечка мозгов». Со сменой в 2000 году политического руководства страны государство стало поворачиваться к образованию лицом, однако целый ряд серьезных проблем не теряет своей актуальности и по сей день.


КАДРЫ, КАК ВСЕГДА, РЕШАЮТ ВСЁ

C каждым новым министром менялись декларируемые концепции развития образовательной сферы. В середине «тучных» нулевых закончилась полоса хронического недофинансирования, тем не менее произошедшая деградация российской средней школы, девальвация вузовского образования создавали впечатление, что центр управления реформированием российской школы находится где-то снаружи российского правительства. Приоритетный национальный проект «Образование», реализованный в середине нулевых, не повлёк за собой качественных институциональных изменений в отрасли, не решил проблем, накопившихся в результате перманентного перекраивания образовательного законодательства, не сгладил, а в чем-то даже усугубил социальную дифференциацию, существующую в образовательной сфере.

Принявшая полтора года назад министерский пост Ольга Васильева заявила о преемственности стратегии развития образования и начала с жёсткого аудита образовательных учреждений, в результате чего лицензий и аккредитаций лишились несколько сотен образовательных учреждений, как негосударственных, так и государственных вузов и их филиалов. С учётом крайне низкого качества образования, представлявшегося вузами, «пошедшими под нож», такая мера представлялась вполне оправданной. Предшественники Васильевой тоже периодически «прореживали» сеть негосударственных в основном и государственных вузов, но при этом не прилагали усилий для восстановления разрушенной системы среднего профессионального образования – необходимого условия для пересмотра основ политики лицензирования и аккредитации вузов. Васильева сразу обозначила в качестве приоритета проект «Рабочие кадры для передовых технологий», а также движение молодых профессионалов «Wоrldskills» – свыше 1000 колледжей в 73 регионах России приступили к подготовке студентов по стандартам «Wоrldskills» по 50 топовым профессиям.

Что касается запущенного предыдущим министром Ливановым процесса реорганизации вузов путем их слияния, то Васильева эту практику приостановила, пойдя навстречу пожеланиям образовательного сообщества: подобные реорганизации лишь ухудшили качество образования, крайне обострив и без того непростую социальную ситуацию в вузах. Так, были отменены готовившиеся объединения РГУ нефти и газа имени Губкина и Российского государственного геологоразведочного университета имени Орджоникидзе, а также МГЮА и ГУУ.

Одним из главных принципов, провозглашённых Васильевой с первых дней руководства министерством, – беспощадная борьба с коррупцией и тесно связанное с этим совершенствование работы подведомственного Минобрнауки Роскомнадзора. Сотни лишенных аккредитации вузов и их филиалов – это образовательные учреждения с крайне низким уровнем преподавания, практически всегда коррелирующим с разнузданной коррупцией. В целом ряде вузов, включая ключевые столичные, было сменено руководство: пожалуй, самым резонансным стало расставание с ректором РГГУ Евгением Ивахненко, с именем которого связывают нецелевое расходование средств в крупных размерах, закрытие многих направлений исследований, уничтожение кафедр.

Затронули кадровые изменения и само ведомство. В отставку ушли практически все заместители министра и большинство руководителей департаментов, для контроля за госзакупками и условиями соблюдения госконтрактов был создан новый Департамент контрольно-ревизионной деятельности и профилактики правонарушений, который подчиняется непосредственно министру. Заметим, что отнюдь не все кадровые и идеологические приоритеты Васильевой находят поддержку в правительстве и тем более в либеральных СМИ. Системные либералы оппонируют её намерению усилить в образовательных учреждениях воспитательную компоненту (традиционная точка зрения либералов: школа – место для овладения знаниями, а воспитывать ребенка должно семья). С непониманием относятся они к пиетету министра ПО отношению к преимуществам советского образования, встречают в штыки её намерение ограничить академическую мобильность и закреплять выпускников в российской экономике. Васильева публично высказала несогласие с провозглашённым её предшествен­никами лозунгом «воспитывать квалифицированных потребителей», подчеркнув, что задача школы – воспитание созидателя, творца.


НОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

Любопытная деталь, косвенно характеризующая стиль руководства нового министра. К концу 2016 года практически все, за редким исключением, региональные органы управления образованием отчитались об исполнении поручений, содержащихся в «майских указах президента», в части достижения стопроцентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет, другими словами, подали в федеральный центр данные о стопроцентном обеспечении детскими садиками. Реальность между тем резко расходилась с данными бравурных отчётов, очереди в детские сады сохранялись, и Васильева в 2017 году добилась от регионов правдивых, а не лакированных отчётов. В результате выяснилось, что в целом ряде субъектов Федерации показатель доступности дошкольного образования значительно ниже нормы: в Дагестане 82 %, в Ингушетии 49 %, в Крыму 78 %, в Северной Осетии – Алании 94 %, в Тыве 86 %, в Забайкальском крае 92 %.

Удалось новому министру запустить и буксовавший годами процесс экспертного и общественного обсуждения новых Федеральных государственных образовательных стандартов. С утверждением стандартов тесно увязана проблема создания и отбора линеек учебников, базовых и углубленных. Много лет царившая в этой сфере неразбериха, помноженная на совершенно очевидную коррупционную составляющую, привела к тому, что в федеральном перечне гриф ванных, то есть рекомендованных и допущенных министерством учебников содержится около полутора тысяч наименований – абсурдная, из ряда вон выходящая цифра. «Сегодня мы живем с вами здесь, завтра – переехали... ваша дочь пошла в школу, пришла, села, открыла учебники и начала с того места, с которого она закончила в предыдущей школе», – приводит аргументы в пользу унификации учебников министр Васильева. Доведённая до абсурда идея вариативности образования, прокачиваемая реформаторами из Высшей школы экономики и западных мозговых центров с начала 90-х, во многом стала причиной разрушения единого образовательного пространства и катастрофического снижения качества образования, учебников и учебных пособий. Удалось новому министру запустить и буксовавший годами процесс экспертного и   общественного обсуждения новых Федеральных государственных образовательных стандартов. Объявленные Ольгой Васильевой инвентаризация учебников и пересмотр Федерального базисного учебного плана, возвращение целого ряда дисциплин, «секвестрированных» реформаторами (наиболее вопиющий пример – астрономия, втиснутая в несколько академических часов), послужат сохранению единого образовательного пространства и позволят восполнить лакуны и прорехи, появившиеся в ходе перекраивания учебных планов предшественниками нового министра. Сложилась парадоксальная ситуация: у страны, первой полетевшей в космос, из школ убрали астрономию, в то время как россияне много лет подряд занимают первые места на международных олимпиадах по этой дисциплине. С 1 сентября 2017 года астрономия вернулась в школьную программу курсом в 35 часов. В то же время опасения, высказывавшиеся частью образовательного сообщества касательно введения в обязательную школьную программу «Основ православной культуры», не оправдались – ОПК как были, так и остались строго факультативными.

С 2017 года Минобрнауки восстановило существовавший ранее целевой приём студентов в вузы: оформляется трёхсторонний договор между вузом, студентом и организацией, которая направляет на обучение студента и спонсирует его образование. По этому договору выпускники после окончания учёбы должны отработать в компании не менее трёх лет. По мнению министра, приоритетом должно стать закрепление выпускника в российской экономике и его трудоустройство в России.


ОСОБЕННОСТИ РЕГИОНОВ

В условиях крайней неравномерности развития российских территорий и нахождения школ в ведении местного самоуправления закрепилось противоречащее Конституции неравенство доступа детей к образованию: за 25 постсоветских лет параллельно сложились фактически две школьных системы. Первая – для образованных и обеспеченных (преимущественно жителей больших городов) и вторая – для малообразованных небогатых семей (преимущественно в сельской местности, поселках городского типа и малых городах). Примерно треть средних школ страны плохо обеспечена современным оборудованием, испытывают дефицит высококвалифицированных педагогических кадров, они же демонстрируют устойчиво низкие образовательные результаты. Отметим, что курс на «оптимизацию» образовательных учреждений себя в значительной мере не оправдал, а интенсивно проводимая «реструктуризация сельских школ» на деле обернулась просто их ликвидацией – только при министре Дмитрии Ливанове было закрыто более тысячи школ в сельской местности. Ольга Васильева предложила эксперимент: переподчинение школ от муниципалитетов регионам. Пока что экспериментом охвачены Москва и Самарская область: в последней изменения позволили за год сократить долю расходов на содержание органов управления образованием с 8,2 % до 3,1 % от бюджета отрасли. Стоит ли считать совпадением победу представителя Самарской области в конкурсе «Учитель года России»?

К чести Васильевой, она признает, что курс на «оптимизацию» – укрупнение образовательных учреждений – приемлем отнюдь не для всей страны и не может быть реализован повсеместно. Вместе с тем министр считает такое укрупнение вполне обоснованным для Москвы, несмотря на массу нареканий к ходу процесса со стороны субъектов системы образования – учителей, родителей, детей. Отметим, что в прошлом году наиболее массовые акции протеста против «оптимизации» учреждений образования и здравоохранения проходили именно в столице.


ОРИЕНТИРЫ И АНАХРОНИЗМЫ

Продолжается кропотливая работа по совершенствованию системы ЕГЭ: исключена часть с выбором ответов из контрольных измерительных материалов по целому ряду предметов, ЕГЭ по математике разделен на базовый и профильный уровни, что позволяет дифференцировать абитуриентов по уровню их подготовки, введен устный компонент в ЕГЭ по иностранным языкам, организовано дистанционное обучение для всех лиц, задействованных в проведении ЕГЭ, апробируются технологии снижения рисков нарушения порядка проведения экзамена. Сам же Единый государственный экзамен как способ оценки знаний, по мнению Ольги Васильевой, себя оправдал – он является «социальным лифтом», открывающим дорогу в вузы выпускникам из всех российских регионов.

Обнадеживает заявление министра о том, что спортивные секции, литературные и музыкальные кружки должны оставаться бесплатными: провозглашенный в середине нулевых принцип «деньги следуют за учеником» превратил дополнительное образование в очередную машину по выжиманию денег.

Позорным анахронизмом считает Васильева сохранение в целом ряде регионов обучения в третью смену. При заступлении на пост министра она обещала, что и занятий во вторую смену в школах скоро не будет, но пока что это остается ориентиром, к которому нужно стремиться.

Складывается ощущение, что намеченные ориентиры развития российского образования благожелательно приняты и поняты образовательным сообществом. В любом случае главное, в чём сейчас нуждается образовательная среда, – это спокойное, поступательное движение по намеченной программе, преемственность преобразований, поворот от бесконечных зако­но­дательных новаций и ин­сти­ту­ци­о­наль­ных экспериментов в сторону по­вышения качества преподавания, адап­тация образования к нуждам эко­номики, возвращение к ценностям сози­дания и творчества. Многое бу­дет зависеть от кадровых решений, которые будут приняты в ходе фор­мирования нового правительства. Тот факт, что Минобрнауки Рос­сии перестало быть едва ли не самым непопулярным и критикуемым обществом федеральным ведомством, говорит сам за себя. А факт этот подтверждается целым рядом рейтингов прошлого года, в которых Ольга Васильева занимает места чуть ли не сразу за такими признанными лидерами, как Сергей Шойгу и Сергей­ Лавров­.

Дарья МИТИНА


Вернуться

Спецпроект