Журнал

ВВП №104

Общество

Президент федерации еврейских общин россии александр борода: «В Собиборе бойцам красной армии удалось совершить невозможное»


Президент РФ Владимир Путин, премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху и президент Федерации еврейских общин России (ФЕОР), Александр Бор

Сфера межнациональных и межрелигиозных отношений тради­ционно является для нашей страны в высшей степени деликатной. О том, как решаются проблемы межэтнического согласия в современной России, в беседе с корреспондентом­ издания­ «ВВП» рассказал­ президент­ Федерации­ еврейских общин России­ Александр­ БОРОДА.

– Александр Моисеевич, как складываются взаимоотношения возглавляемой Вами Федерации и Ваши лично с высшим руководством страны и лично с президентом Путиным­?

– Наши взаимоотношения прежде всего складываются в рамках отношений государства с традиционными конфессиями. Иудаизм – одна из них. Государство поддерживает общее развитие традиционных религий, как основной вектор, способствующий созданию благоприятного морально-нравственного климата в обществе.

Президент Путин, безусловно, является мотором этой политики и идеологии поддержки традиционных конфессий. Он уделяет большое внимание нашей деятельности, многим нашим действующим проектам, в том числе и МЕОЦ – Московскому еврейскому общинному центру, на открытии которого он побывал в 2000 году. Путин неоднократно посещал и наш музей, и центр толерантности. Проекты ФЕОР имеют не только узко религиозную, но и социальную, и морально-нравственную направленность. И мы благодарны руководству страны за поддержку.

– Чем запомнилась Вам январская встреча с президентом, когда он привел к вам в гости премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху­?

– 29 января в нашем музее было несколько разных форматов мероприятий. Не ко всем из них мы имели непосредственное отношение.

Президент Путин посетил наш музей, осмотрел камень, который мы заложили в память героев Сопротивления в гетто и концлагерях. Побывал на выставке, посвященной восстанию в концлагере Собибор, и принял участие в мемориальных мероприятиях, посвященных Дню Холокоста.

Президент России традиционно принимает участие в действиях, приуроченных к этой печальной дате. В 2005 году он был в Освенциме, и мы тоже принимали участие в той поездке, посвященной не только Дню Холокоста, но и 60-летию освобождения Освенцима. Кстати, хочу напомнить, что концлагерь был освобожден советскими войскам, что тоже символично.

Не первый раз Путин посещает в этот знаменательный день наш музей, располагающий серьезной экспозицией, имеющей отношение к Холокосту – но не только. В нашем Зале памяти записаны фамилии всех солдат, самых разных религий и национальностей, погибших во имя освобождения России и Европы от фашизма. Поэтому у нас здесь часто организуются мероприятия статусного характера, в которых участвуют представители дипломатических миссий государств – союзников СССР в годы Второй мировой войны.

В этом году президент России проводил в наших стенах межгосударственные переговоры с премьер-министром­ Израиля Беньямином Нетаньяху. Путин выступил инициатором приглашения израильского гостя на мероприятия, посвященные Дню Холокоста. Хотя этот формат не имел к нам прямого отношения, это было очень приятно.

– Во время январского визита в ваш музей Путин подчеркнул, что межрелигиозное и межнациональное согласие – основа российской государственности. Как бы Вы прокомментировали эту фразу?

– Логичное заявление. Россия – многонациональная и многоконфессиональная страна, она не смогла бы существовать как единый организм без такого согласия. Могла бы превратиться – не дай Бог! – в федерацию, раздираемую противоречиями. Согласие – это основа любого движения вперед. Базисная основа для любой ячейки общества – от семьи до государства: особенно такого государства, где проживают представители разных национальностей и носители разных культурных традиций.

– Вернемся к теме Собибора. 29 января Вы вместе с президентом России смотрели отрывки из фильма, посвященного восстанию в этом концлагере. Ваша Федерация имела какое-нибудь отношение к съемкам­?

– Мы посмотрели трейлер нового художественного фильма, который снял Константин Хабенский; он же играет там главную роль – инициатора и вдохновителя восстания Александра Печерского. К созданию этого фильма мы никакого отношения не имеем, но, безусловно, его приветствуем.

– В 2013 году, к 70-летию события, был снят документальный фильм Леонида Млечина «Лейтенант Печерский из Собибора». Почему это восстание привлекает столь пристальное внимание?

– Это было единственное успешное восстание в нацистских концлагерях, ставшее возможным исключительно благодаря мужеству и героизму советских солдат и офицеров. Было еще восстание в Треблинке, но оно закончилось трагически, как и все остальные попытки. Но в Собиборе военнопленные бойцы Красной армии сумели совершить невозможное.

В нашем музее есть документы, в которых детально восстановлены подробности этого исторического события. Лейтенант Александр Печер­ский пробыл в концлагере всего 20 дней, у него не было времени изу­чить обстановку. Но к тому времени у заключенных были и планы лагеря, и концепция побега. Недоставало только людей, способных осуществить эти планы.

И лишь когда туда попали советские красноармейцы, они решились сами и смогли поднять других на этот беспрецедентный подвиг. И самое удивительное, что они добились успеха, вырвались на волю, выжили, пробились к своим, и последние участники того восстания ушли из жизни совсем недавно, в преклонном возрасте.

Понятно, что мы не могли не увековечить их героизм в нашем музее.

– Какова Ваша сфера деятельности в Общественной палате, членом которой Вы являетесь?

– Я вхожу в состав комитета, который занимается проблемами межнациональных и межконфессио­нальных отношений. В России эти проблемы стоят не так остро, как во многих других странах. Но так сложилось именно потому, что данная сфера человеческих отношений требует каждодневной работы и заботы. Ее нельзя пускать на самотек. Ею надо постоянно заниматься, чтобы отношения не ухудшались, а улучшались.

Всегда есть определенные проблемы и отдельные недостатки, существуют и антихристианские настроения, и исламофобия, и антисемитизм. Иногда возникают межнациональные шероховатости и непонимания в некоторых автономных республиках, где имеются национальные меньшинства.

Масштабы проблем не столь велики, но все эти темы надо обсуждать, чтобы не допускать их обострения. Важно поддерживать баланс и в многоконфессиональных субъектах Федерации, и в мегаполисах, отличающих особой пестротой национального и религиозного состава.

Бывают, наконец, частные, индивидуальные вопросы, требующие помощи и разрешения. Так что комитет Общественной палаты без дела не остается.

– Вы входите также в группу по совершенствованию законодательства в сфере свободы совести и религиозных объединений Экспертного совета Комитета Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений. Как бы Вы оценили современный этап развития гражданского общества в России? Что изменилось в этом отношении за последние годы?

– Гражданское общество всегда находится в развитии, в движении. Раз уж оно сформировалось, то не может стоять на месте. И в России­, и в любой стране. Общество зависит и от политики государства, и от межгосударственных отношений. Общество должно отвечать на вызовы, возникающие со стороны культуры, новых ценностей, молодежных течений и веяний.

В России, безусловно, произошли изменения. Общество стало более патриотичным, это видно. Делается больший упор на отечественные, российские ценности, чем на те, что были привнесены с Запада. Внешнее давление на нашу страну заметным образом сплотило россиян. Несмотря на сохраняющиеся экономические проблемы, на то, что существует бедность, социальное расслоение, безработица, и прочее, и прочее.

– Если сравнить с девяностыми годами, то, наверное, произошли не просто изменения, а кардинальные сдвиги?

– Мы слишком часто оглядываемся на девяностые годы. Но прошло уже 18 лет, это большой срок. По сравнению, например, с семидесятыми или восьмидесятыми у нас еще более разительные изменения. Но я сторонник отмерять не от девяностых, а от двухтысячных. И за прошедшие неполные два десятилетия случились изменения, может быть, не столь кардинальные – с внешней стороны, – но более глубокие и существенные.

Многое меняется в зависимости от внешней политики. Когда мы оказались под санкциями, во враждебном окружении, то это породило неизбежную реакцию в обществе на внешнюю агрессию. Но главное, что нет агрессии внутренней. Большинство населения понимает, что происходит. Народ поддержал воссоединение Крыма с Россией. Это был не волюнтаристский акт, а реализация консолидированного массового народного волеизъявления. И он не вызвал раскола в обществе. Наоборот, произошло то самое сплочение, о котором я уже сказал. Хотя какие-то группы недовольных всегда найдутся – это нормально и естественно, – но это частности в рамках статистической погрешности.

– Как бы Вы определили роль и место ФЕОР в развитии гражданского общества в нашей стране?

– Есть несколько уровней нашего участия в развитии гражданского общества в России.

Как религиозная организация мы занимаемся продвижением ценностей среди наших прихожан, просвещаем их, работаем на погружение их в традицию.

Но есть у ФЕОР не менее важная функция, выходящая за рамки чисто религиозного просвещения. Это некое социальное, общественное явление. Недаром мы себя рассматриваем и как общественную организацию тоже. Помогаем создавать позитивный образ России за рубежом. Привлекаем людей не просто к ценностям иудаизма, а к общим морально-нравственным установкам. Участвуем в общественных процессах – в той части, где это участие не противоречит нашим убеждениям и соответствует Конституции, законам России и нашим уставным документам.

– Как бы вы обозначили главную заслугу Федерации?

– Самое важное, что нам удалось создать инфраструктуру еврейской общины. При этом мы вышли за сугубо религиозные рамки. Создали медицинские центры, наш музей и Центр толерантности, который вообще существует отдельно. Это очень важный проект, но он не имеет ни юридического, ни сущностного отношения к Федерации еврейских общин. Речь идет о толерантности во всем, без всяких ограничений национального или религиозного характера. Мы стараемся ставить задачи, которые идут на благо всего общества и пытаемся их реализовать по мере наших сил. При этом очень благодарны нашим спонсорам. Надеюсь, что мы никого из них не разочаровали.

– Что бы Вы пожелали в заключение нашим читателям?

– Больше оптимизма, больше стремления к созиданию. Стране всегда требуются активные люди, которые двигают ее вперед. И я бы пожелал социальной, правильной, политической, гуманитарной активности. Это и есть реализация человеческого потенциала. Не будьте обывателями, становитесь активными гражданами. Страну движет вперед не один президент или правительство, а усилия множества людей, готовых действовать в одном направлении.

Участие в президентских выборах – важная часть такой активности. Это и гражданский долг, и проявление позиции по отношению к политике государства.

Не хочу никого ни к чему призывать. Но лично я не боюсь заявить свою позицию, что буду голосовать за Владимира Путина. Даже если не вдаваться в тонкости его взаимоотношений с представителями традиционных религий, мы хорошо знаем, что происходит с еврейскими общинами в других странах, какие их сотрясают конфликты, вплоть до терактов и прочих ужасных вещей. И то, что Путин­ за последние 18 лет сумел сделать так, чтобы ничего подобного не произошло, заслуживает огромного уважения. Я не вижу больше ни одного кандидата, способного в деликатной сфере межнациональных отношений сделать хоть что-то сопоставимое, сравнимое с тем, что совершил Путин­. Есть много достойных людей, но на месте президента я их не представляю. Считаю, что в данном направлении нам никакие эксперименты не нужны.


Вернуться

Спецпроект