Журнал

ВВП №103

Страна и мир

Россия готовится к новым санкциям


В Москве продумывают контрмеры, позволяющие эффективно отреагировать на экономическое давление США

Несмотря на то, что тактика влияния на Россию путем экономических ограничений себя не оправдала, сдавать назад Америка не собирается. Европа, ставшая главным пострадавшим в чужой драке, потерявшая рынки и ничего не получившая взамен, много и охотно заявляет и о возможности поэтапного ослабления санкций, и о сотрудничестве в обход них. Не то – США. Новый год явно ведет за собой новый виток позиционной войны между американскими элитами и российскими национальными интересами (точнее, теми, кто их в данном случае отстаивает).

Хочешь хорошего – готовься к худшему

Еще до конца российских рождественских каникул коллегия Военно-промышленной комиссии при правительстве объявила о создании оперативного штаба, цель которого  –  обеспечение развития ОПК и исполнения гособоронзаказа в условиях возможного усиления американских санкций против российских оборонных предприятий. Возглавил этот штаб зампред коллегии ВПК Олег Бочкарев, входящий в комиссию с 2007 года и занимающийся  в  основном вопросами фун­да­мен­тальных и прикладных исследований в рамках отрасли.

Созданию штаба предшествовали три определяющих события.

Во-первых, говоря о возможном усилении американских санкций, президент России в конце декабря обратился к отрасли и заявил следующее: «Нужно просчитать и риски, негативные последствия от возможного применения имеющихся и появления новых внешних ограничений. Важно продумать и заблаговременно предпринять необходимые меры, позволяющие отреагировать на подобную ситуацию, причем отреагировать быстро, с тем чтобы никакого ущерба от этого возможного внешнего влияния не было».

Во-вторых, в декабре Министерство торговли США внесло в черный список еще две российские компании, работающие на военно-промышленный комплекс: АО «Опытное кон­струк­торское бюро “Новатор”» и «Федеральный научно-производственный центр “Титан-Баррикады­”», производящий ракетные комплексы «Ярс» и «Искандер-М». Формальный повод – участие этих компаний (по мнению Вашингтона) в производстве комплексов крылатых ракет наземного базирования, дальность полетов которых запрещена Договором о ракетах средней и меньшей дальности. «Формальный» в данном случае – ключевое слово. Обстановка вокруг ДРСМД выглядит сейчас таким образом, что Штаты безосновательно, но упрямо обвиняют РФ в нарушении этого договора, чтобы самим выйти из ДРСМД, вложиться в ракетные технологии под предлогом противостояния с КНДР и снять с себя всю ответственность. Это может иметь критическое значение для скатывания двух стран в новую холодную войну, о чем издание «ВВП» подробно писало в предыдущем номере.

И, наконец, в-третьих. Госдепартамент опубликовал специальный перечень российских компаний, деловое сотрудничество с которыми американцам запрещено из-за санкций. В списке 33 наименования, в том числе корпорации ОАК, ОДК, ОПК, ОСК, концерны «Калашников», «Алмаз – Антей», КРЭТ, авиапроизводители «Сухой», МиГ, «Туполев», «Ростех», «Рособоронэкспорт», профессиональное объединение конструкторов систем информатики (АНО ПО КСИ), ФСБ, СВР, ГРУ, Специальный технологический центр «Цифровое оружие и защита» и другие. Наказание преду­сматривается для любого лица при осуществлении «существенных транзакций» с кем-то из этого списка.

Все эти компании были в санкционном пакете и прежде. Отдельный список нужен для того, чтобы наказывать физические и юридические лица за финансовые отношения с ними.
Компетентность чиновников Госдепа отдельно обсуждать не будем, хотя, конечно, стоит отметить, что структуры под названием «ГРУ» в России нет (а есть – главное управление Генштаба). Кроме того, «существенные транзакции» понятие явно не юридическое. Судя по всему, какие транзакции считать существенными, а какие не считать, Госдеп будет определять явочным порядком – для лишней подстраховки. Так что перевести политический вопрос в правовую плоскость у американцев не получилось.

Их союзники в Брюсселе (если не считать хорошо известного пакета санкций, регулярно продлеваемых на полгода и включающих эмбарго на торговлю товарами двойного назначения для военных нужд) этого сделать даже не пытаются. По крайней мере новостей о подготовке новых законодательных ограничений не поступало, зато разовые акции происходят регулярно. Последний крупный скандал из этой серии – отказ в участии в авиационном салоне «Фарнборо» в Британии для российских предприятий.

Тут нужно понимать, что, помимо чистой политики, во всем этом присутствует значительная доля недобросовестной конкуренции. В прошлом году общие продажи оружия в мире показали рост впервые за пять лет, при этом у лидеров рынка – США и России – прирост оказался сопоставимый – по 3,8-4 %, считая с 2016‑го. Европа тоже старается не сдавать позиции, а в спину уже дышат конкуренты, начиная с Китая и включая относительно новых игроков – Бразилию, Индию, Турцию, Южную Корею. Последняя, кстати, абсолютный лидер по росту оружейного экспорта – он подскочил более чем на 20 %.

Так что политическое давление по расписанию, но и борьбу за рынок никто не отменял. И понятно, что странам, не отягощенным санкциями, приходится значительно проще. Воп­рос в том, что теперь делать России, тем более что на развитии ОПК как не просто успешного, но и наукоемкого производства глава государства делает акцент в деле общего преобразования отечественной экономики.

В рамках контрмер предложено, в частности, осуществлять финансирование гособоронзаказа через расчетно-кассовый центр при казначействе, дабы застраховать от санкций банки (ранее предполагалось перевести весь ОПК на обслуживание в один банк на базе структур «Ростеха­»). Ведомство и сейчас обслуживает подобные заказы, но лишь те из них, что не идут через кредитные организации, а это примерно одна десятая в объеме финансирования проектов Минобороны­.

Параллельно правительство предложило законопроект, предполагающий засекречивать список банков, работающих со средствами гособоронзаказа. Ранее обслуживать оборонку из-за американских санкций отказался, к примеру, «Альфа-банк» – крупнейший частный банк страны. Примерно тогда же некогда открытый список уполномоченных в сфере гособоронзаказа финансовых организаций был убран с сайта Центро­банка.

На своем уровне поименованные в списке тоже предпринимают необходимые для защиты действия – и уже давно. Так, например, после 2013 года техническими заданиями центра «Титан-Баррикады» разрешалось применение только отечественных комплектующих. Чуть хуже обстоят дела на «гражданке». Например, значительную долю иностранных комплектующих (в том числе и американских) подразумевает производство лайнера Sukhoi Superjet. О том, что правительство планирует импортозамещение и в этом случае, глава Минпромторга Денис Мантуров заявил в октябре. По его словам, это не только подстрахует проект, но и поможет наладить поставку авиалайнеров в Иран, в отношении которого американские санкции распространяются даже на гражданскую авиатехнику.

К защите российских экономических интересов от санкций нужно отнести и амнистию капиталов, в очередной раз продленную Путиным, наряду с освобождением российского бизнеса от выплаты 13 % налога в случае перевода компании из-за рубежа в РФ (подробнее читайте в материале на стр. 112‑117). «Президент неоднократно говорил, что западные страны в последнее время не всегда придерживаются принципа святости частной собственности – движимого и недвижимого имущества. Наши предприниматели неоднократно сталкивались с незаконными, необоснованными попытками посягательства, заморозки активов под личиной рестрикций», – заявил по этому поводу пресс-секретарь Кремля Дмитрий­ Песков.

Проще говоря: если на очередном витке санкционной войны активы за рубежом заморозят, что ж, вас преду­преждали и давали возможности избежать убытков. А в том, что эта петля удавки – не последняя, сомневаться, увы, не приходится.

Вооруженные идеями

О том, что Вашингтон объявит о новых антироссийских санкциях в самое ближайшее время, в начале января заявил министр финансов США Стивен Мнучин. О чем конкретно идет речь – не уточняется. Возможно, это будет практическим выражением беспочвенных обвинений Москвы в нарушении ДРСМД (по крайней мере подобные утечки были). Возможно, речь идет о реализации того пакета мер против Ирана и КНДР (официально – закон «О противодействии противникам Америки посредством санкций»), в который Конгресс заложил ряд ограничений для России – и который Дональд Трамп, кривясь и морщась, подписал в августе (президента явно не устраивало, что парламент ограничивает его в полномочиях и маневре при торге  с  Москвой­). Помимо прочего, в этом пакете содержится возможность введения запрета на инвестиции в российские облигации федерального займа. Соответствующий вопрос Минфин США должен проработать к февралю.

Если эта угроза будет реализована, она, безусловно, окажет давление на курс российской национальной валюты. Прежде инвесторы занимали доллары, конвертировали их в рубли и покупали российские ОФЗ, чтобы заработать на разнице между реальными ставками. Теперь этой возможности американцев лишат, следовательно, упадет спрос на рубль, причем в период, когда доля иностранных держателей российских гособлигаций находится на историческом максимуме.

В качестве защитной меры Центро­банк, возможно, сам начнет скупать ОФЗ. Кроме того, по словам председателя ЦБ Эльвиры Набиуллиной, регулятор ждет интереса к ОФЗ со стороны банковского сектора, которому нужны высоколиквидные активы. Следовательно, серьезных негативных последствий для финансовых рынков в случае расширения санкций ЦБ не видит. Независимые аналитики менее оптимистичны – России пророчат отток капитала в сотни милли­ардов рублей и удешевление национальной валюты на 10-15 %.

На этот счет есть своя стратегия – номинирование гособлигаций в юанях, что неизбежно заинтересует китайских партнеров. Соответствующие переговоры с КНР ведет Минфин, причем открыто признавая, что это связано с возможным расширением американских санкций. Параллельно с этим будет сделан акцент на размещении суверенных евробондов – такая практика уже доказала свою работоспособность. Наконец, в краткосрочной и среднесрочной перспективе поддержку может обеспечить более активный поиск финансов на внутреннем рынке.

Другое дело, что американцы, скорее всего, не остановятся и на этом. Подписанный Трампом в августе пакет подразумевает меры интернационального характера, то бишь наказывать за сделки с Россией могут не только американцев, а вообще кого угодно. Это вызвало возмущенный гул на уровне первых лиц ЕС, но этот гул ни к чему, по сути, не привел. Если уж Трампу мешают выстроить взаимовыгодные отношения с Россией, он вполне может повернуться к ней привычной для себя стороной жесткого бизнесмена. Нечестная игра, отталкивание локтями, завоевание рынков всеми возможными способами – это в его духе, и это то, что он обещал Америке. В богатстве фантазии принципиально антироссийского лобби тоже сомневаться не приходится. А это значит, что в отношениях РФ и США по части роста ограничений возможно если не всё, то очень многое.

Правда, как показывает практика, здравомыслящих людей в элите США тоже немало. Америка откровенно не сдюжила (то есть не добилась поставленных целей) даже в прошлогодней войне по всем фронтам с такой скромной ядерной державой, как КНДР, а уж противостояния с Россией со столь высокими ставками точно не осилит.

Показательно, что с предупредительными заявлениями на этот счет выступил представитель российской элиты, которого относят к либеральной и прозападной ее части, а именно  –  глава «Сбербанка» Герман Греф. В случае введения широкомасштабных санкций против России холодная война покажется Вашингтону «детской забавой», заявил он. И это заявление перепечатали все ведущие СМИ США, причем уже привычных реляций в духе «давить до победного конца» слышно почему-то не было (отдельные фрики из числа российских эмигрантов – радикальных оппозиционеров-неудачников не в счет).

И все же исход противостояния зависит не столько от здравомыслия США, сколько от самой России. Легко не будет – это понятно. Но и катастрофы не случится – на предотвращение оной через меры подстраховки и перестраховки направлены видимые усилия российских властей. И тот счет на табло, которое открылось с присоединением Крыма в 2014-м, говорит скорее о том, что напрасными надеждами на легкую победу и достижение желаемого результата тешит себя как раз Запад, тогда как Кремль смотрит на ситуацию холодно и трезво, прекрасно осознавая свои возможности и предугадывая тактику противника.

Станислав БОРЗЯКОВ


Вернуться