Журнал

ВВП № 102

Президент

ПРЕЗИДЕНТ


Президент РФ Владимир Путин, президент Ирана Хасан Роухани и президент Турции Реджеп Тайип ЭрдоганХотя 2017 год еще не завершился, уже сейчас можно сказать, что для Владимира Путина он был насыщенным, напряженным и успешным. Успех стал результатом целенаправленной, кропотливой и эффективной работы, которую не первый год проводит руководство Российской Федерации во главе с президентом. Успехи в текущем году были достигнуты и во внешней, и во внутренней политике. В Сирии, благодаря военным и дипломатическим действиям, на­прав­ляемым из Кремля, близок к окончательному урегулированию один самых кровавых конфликтов нашего времени, а террористы из ИГИЛ (организация, запрещенная в России) находятся на грани разгрома. Были у российского лидера и другие достижения в международной политике – и в евразийском пространстве, и на западном направлении. Весомые, зримые успехи наблюдаются и внутри России, прежде всего в экономике. Рецессия преодолена, зафиксирован медленный, но верный рост ВВП. Наконец, Россия в этом году доказала, что готова к проведению столь сложного и масштабного мероприятия, как чемпионат мира по футболу. Его генеральная репетиция, Кубок Конфедераций, был блестяще организован при непосредственном участии президента Путина как главы Наблюдательного совета Оргкомитета.

Сирия: узел развязан


Про ход урегулирования в Сирии­ точнее всего высказался Владимир Путин, выступая на заседании Валдайского дискуссионного клуба 19 октября:
«Мы набрались терпения и с этим терпением очень аккуратно, взвешивая каждый шаг и слово, работаем со всеми участниками этого процесса, уважая их интересы».

Именно этим президент занимался на протяжении всего года. То есть вел переговоры со всеми заинтересованными сторонами, способными повлиять на ситуацию. В первую очередь с президентами Турции и Иран­а Реджепом Тайипом Эрдоганом и Ха­саном­ Роухани.

С 31 декабря 2016-го по конец ноября 2017 года Владимир Путин три раза встречался с Роухани и шесть раз разговаривал с ним по телефону. С Эрдоганом – шесть раз встречался и двенадцать раз созванивался.

Кроме того, президент России дважды принимал у себя в резиденции премьер-министра Израиля Беньямина Нетаньяху и шесть раз говорил с ним по телефону. Трижды беседовал по телефону с эмиром Катара Бен Хамадом Аль Тани и трижды – с королем Саудовской Аравии Сальманом бен Абделем Азизом­ Аль Саудом, который в этом году впервые в истории наших стран прибыл с официальным визитом в Москву.

Безусловно, Сирия была не единственной темой переговоров с этими государственными деятелями. Но о ней не забывали ни на минуту. А параллельно шел интенсивный диалог внутри Сирии со всеми участниками конфликта, кроме террористов. Площадку для этого диалога – по предложению и просьбе Путина – предоставил президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.

Усилия были не напрасными. Итогом переговоров в столице Казахстана Астане стал режим прекращения огня и создание механизма по контролю над тем, чтобы он соблюдался.

А ближе к концу года, 22 ноября, на саммите в Сочи, три президента – Путин, Роухани и Эрдоган – официально признали, что появился реальный шанс положить конец многолетней гражданской войне.

В дальнейшем планируется обсудить дальнейшие совместные шаги, с тем чтобы закрепить и развить позитивные изменения в Сирии. «Очевидно, что процесс реформирования будет непростым, потребует компромиссов и уступок со стороны всех его участников, включая, разумеется, и правительство Сирии, – заявил Путин после завершения переговоров с Роухани и Эрдоганом. – Рассчитываю, что Россия, Иран и Турция вместе приложат самые активные усилия, чтобы сделать эту работу максимально продуктивной».

США не участвовали в процессе мирного урегулирования в Сирии и даже более того всячески препятствовали ему. Однако Владимир Путин добился того, что американский президент Дональд Трамп вынужден был одобрить совместное заявление по Сирии, в котором, в частности, сказано:
«Президенты согласились, что конфликт в Сирии не имеет военного решения... Президенты подтвердили свою приверженность суверенитету, независимости, единству, территориальной целостности и светскому характеру Сирии».

Таким образом воплощается в жизнь принципиальная позиция Владимира Путина:
«Любые противоречия нужно разрешать цивилизованно. Твёрдо убеждены: даже самые сложные узлы... надо распутывать, а не рубить».

США. Трамп. Терпение и труд


«Мы воспринимаем и относимся к Соединённым Штатам как к великой державе, с которой мы хотим наладить очень добрые, партнёрские отношения. Всё остальное – ложь и выдумки в отношении России и провокации», – заявил Путин в апреле этого года, выступая на открытии Арктического форума.

Эти фразы предельно точно характеризуют суть межгосударственных российско-американских отношений. Наш лидер весь год демонстрировал спокойную и терпеливую благожелательность по отношению к Соединенным Штатам в целом, но в то же время не оставлял без внимания и разоблачал «ложь и выдумки» противоположной стороны. В том числе неоднократно опровергал абсурдные слухи о «русских хакерах», якобы вмешивавшихся в президентские выборы в США. При этом Путин ни в коем случае не переходил на личности конкретных американских политиков.

Такова же была тактика и стратегия отношений Путина с очередным президентом США. «Трамп в своей деятельности руководствуется национальными интересами своей страны, я – своей», – объяснил российский президент на пресс-конференции по итогам саммита БРИКС.
И продолжил: «Очень рассчитываю на то, что нам удастся, так же, как и говорил действующий президент Соединённых Штатов, находить какие-то компромиссы при решении двусторонних и международных проблем, для того чтобы они решались в интересах как американского, так и российского народа».

Путин подчеркивал, что ухудшение отношений с США произошло исключительно по инициативе Вашингтона, что Россия всегда готова к сотрудничеству и взаимодействию с другой ядерной державой, но – только не в ущерб собственным национальным интересам.
При этом президент РФ показывал, что он понимает сложность и деликатность положения, в которое попал Трамп.

«Мы слышали в ходе предвыборной кампании намерения уже избранного и вступившего в должность президента Соединённых Штатов господина Трампа о его желании нормализовать российско-американские отношения. Он говорил о том, что уже хуже некуда, мы это хорошо помним», – сказал Путин в том же выступлении на Арктическом форуме.

Но российский лидер не ограничился этим утверждением. Он добавил еще один важный тезис: «Мы также понимаем и видим, что на самом деле внутриполитическая ситуация в Штатах складывается таким образом, что люди, которые проиграли выборы, никак не хотят с этим смириться и, к сожалению, самым активным образом во внутриполитической борьбе используют антироссийскую карту под надуманными предлогами».

А до этого, в январе Путин высказался по этому поводу подробнее и конкретнее:
«Мы наблюдаем продолжающуюся острую внутриполитическую борьбу, несмотря на то, что выборы президента завершены и они завершились убедительной победой господина Трампа. Тем не менее в ходе этой борьбы, на мой взгляд, ставится несколько задач... Первая – подорвать легитимность избранного президента США. Такое впечатление, что они, потренировавшись в Киеве, готовы у себя в Вашингтоне майдан организовать, только бы не дать Трампу вступить в должность».

В дальнейшем президент России твердо придерживался того же курса по отношению и к США в целом, и к их президенту. Встречались лицом к лицу они всего один раз, в июле, на полях саммита «Двадцатки» в Гамбурге­, провели переговоры, после которых Путин тепло и доброжелательно отзывался о коллеге:
«Что касается личных взаимоотношений, я считаю, что они установлены... Мне кажется, что если так мы будем строить отношения, как шла наша беседа вчера, то есть все основания полагать, что мы сможем восстановить, хотя бы частично восстановить тот уровень взаимодействия, который нам нужен».

Однако в дальнейшем таких двусторонних встреч больше не было, только телефонные разговоры и беглый разговор на ходу во время саммита организации Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества в ноябре во Вьетнаме (который тем не менее привел к появлению вышеупомянутого совместного российско-американского заявления по Сирии).

Сложилась ситуация, суть которой Владимир Путин сформулировал в интервью французской газете Le Figaro:
«Мы никуда не спешим, мы готовы ждать, но очень рассчитываем и надеемся на то, что нормализация российско-американских отношений когда-то произойдёт».

То есть, если воспользоваться спортивной, а точнее футбольной терминологией (актуальной в связи с приближающимся футбольным чемпионатом мира 2018), «мяч находится на американской стороне», на противоположном берегу Атлантического океана.

Что вовсе не означает благодушия в оценках, например, конкретных враждебных действий американских политиков и военных. Когда в апреле США нанесли ракетные удары по авиационной базе правительственных войск на территории Сирии, из Кремля последовало официальное заявление:
«Президент России считает американские удары по Сирии агрессией против суверенного государства в нарушение норм международного права, причём под надуманным предлогом...

Этот шаг Вашингтона наносит существенный урон российско-американским отношениям, и без того находящимся в плачевном состоянии. Главное, этот шаг не приближает нас к конечной цели в борьбе с международным терроризмом, а наоборот, создает серьёзное препятствие для создания международной коалиции по борьбе с ним и эффективному противодействию этому всемирному злу, что президент США Дональд Трамп провозгласил как одну из главных задач ещё во время своей предвыборной кампании».

Многополярный мир


Сколь бы ни были важны отношения России с США, крупнейшей политической, военной и экономической державой, ими не исчерпывалась и не исчерпывается международная повестка дня президента­ Путина.

В июне, во время встречи и беседы с руководителями международных информационных агентств накануне Санкт-Петербургского экономического форума, президент РФ сформулировал важный тезис, определяющий направленность его внешнеполитических действий:
«Утверждается многополярный мир, происходит это не в последнюю очередь благодаря борьбе России за свои интересы – хочу подчеркнуть, за свои законные интересы».

В нашем случае борьба за свои законные национальные интересы – вовсе не агрессия, не «расширение» в какую-либо сторону, не «экспорт» собственной политической модели, не стремление утвердиться за счет других. Российская внешняя политика не только не исключает, а подразумевает взаимовыгодные отношения с другими государствами. И развивается она на самых разных направлениях, практически по всем векторам современного мира, объективно ставшего многополярным, а не поделенным на сферы влияния двух могущественных оппонентов – США и СССР, как было раньше.

Прежде всего, весь текущий год продолжали крепнуть и развиваться дружественные, партнерские отношения с двумя самыми многонаселенными странами мира – Китаем и Индией. Происходил интенсивный, насыщенный взаимообмен официальными визитами между Путиным и руководителями КНР и Индии.

И Си Цзиньпин, и Нарендра Моди подчеркивали теплую дружественную обстановку, отличавшую их переговоры с Путиным во время этих визитов. Причем в данном случае словосочетание «теплая дружественная обстановка» можно воспринимать буквально, а не как формальную дипломатическую формулировку.

Наряду с двусторонними отношениями с Индией и Китаем продолжали укрепляться отношения России с другими членами группы БРИКС – Бразилией и Южно-Африканской­ республикой. Состоялась уже седьмая по счету встреча на высшем уровне глав государств этой группы, представляющей весьма интересный феномен.

Эта международная организация «родилась» в России и по инициативе России. Она была основана в июне 2006 года в рамках Санкт-Петербургского экономического форума под названием БРИК, так как буква «с» – от английского наименования ЮАР South Africa – была присоединена четыре года спустя. Первый саммит этого международного клуба государств тоже проводился у нас, в Екатеринбурге.

Эксперты не предполагали, что эти страны сформируют реальный экономический блок или официальную торговую ассоциацию, но просчитались. Уже учрежден совместный Новый банк развития БРИКС. Принята и успешно реализуется Стратегия экономического партнёрства­.
«Отмечу начало операционной деятельности Нового банка развития (НБР). Уже одобрено 7 инвестиционных проектов в странах БРИКС на сумму около 1,5 миллиарда долларов. В нынешнем году ожидается утверждение НБР второго пакета инвестпроектов на общую сумму 2,5‑3 миллиарда долларов. Убеждён, что их реализация будет способствовать не только росту экономики, но и дальнейшей интеграции между нашими странами», – отметил Владимир Путин в своей статье «БРИКС – к новым горизонтам стратегического партнёрства», опубликованной на официальном сайте Кремля накануне саммита БРИКС в китайском городе Сямэнь.

Между прочим, в этой статье сказано еще и следующее: «Россия разделяет озабоченность государств БРИКС несправедливостью современной глобальной финансово-экономической архитектуры, которая не учитывает возросший экономический вес развивающихся стран. Вместе с партнёрами мы готовы и далее продвигать реформы в области международного финансового регулирования, сообща содействовать преодолению чрезмерного доминирования ограниченного числа резервных валют».

У президента России, как и у его партнеров из других стран БРИКС, нет цели противопоставлять свою организацию ранее сложившимся экономическим межгосударственным структурам вроде Европейского Союза. Но мы, безусловно, должны заставить с собой считаться и США, и ЕС.

Потому что, как подчеркнул Путин на итоговой пленарной сессии XIV ежегодного заседания Международного дискуссионного клуба «Валдай­» под названием «Мир будущего: через столкновение к гармонии», «в современном мире стратегический выигрыш невозможен за счёт других. Подобная политика, основанная на самоуверенности, эгоизме, претензиях на собственную исключительность, ни уважения, ни истинного величия не принесёт».

Однако сотрудничество на платформе БРИКС – отнюдь не единственное направление, на котором развивается сотрудничество России со сложившимся в наши дни многополярным миром.

В той же Азии, например, активно развиваются отношения с Японией. Три официальные встречи президента Путина с премьер-министром Японии Синдзо Абэ, имевшие место в этом году, – красноречивое свидетельство значительного улучшения отношений между двумя странами.
При этом стороны нашли возможность продвинуться в решении так называемого «территориального вопроса», то есть проблемы государственной принадлежности нескольких Южно-Курильских островов. И это решение может устроить и Японию, и Россию.

До сих пор ни одному из советских, а затем российских руководителей не удавалось достигнуть прогресса в этом вопросе. И лишь теперь, благодаря усилиям Владимира Путина, его урегулирование наконец-то сдвинулось с места. И вновь, как и во всех других случаях, применена международная политическая «технология» распутывания, развязывания узла, а не силового решения «разрубить» сложный комплекс проблем, что в дальнейшем всегда приводит только к ухудшению отношений.

Путин не раз высказывался за более плотное и последовательное «освоение» Россией евразийского пространства. «Россия видит будущее евразийского партнерства не просто как налаживание новых связей между государствами и экономиками. Оно должно изменить политический и экономический ландшафт континента, принести Евразии мир, стабильность, процветание, принципиально новое качество жизни», – заявил российский лидер в своем выступлении на открытии Международного форума «Один пояс, один путь» в Пекине.

При этом Путин ни в коем случае не забывает о сотрудничестве с западной частью континента Евразия. И продолжает налаживать отношения с государствами Европы.

Три личные встречи с новым президентом Франции Эмманюэлем Макроном и восемь телефонных разговоров с ним и с его предшественником Франсуа Олландом (до вступления Макрона в должность). Две официальные встречи с канцлером Германии Ангелой Меркель и девять телефонных переговоров. Два визита в Венгрию и переговоры с ее премьер-министром Виктором Орбаном. Два рандеву с президентом Финляндии Саули Ниинистё. Прием в Москве премьер-министра Италии Паоло Джентилони, президента Чехии Милоша Земана... Всё – только за прошедшие 11 месяцев 2017 года.

Этот список можно продолжать и продолжать. Картина, совсем не напоминающая пресловутую «международную изоляцию» России. Напротив, постоянное налаживание связей, партнерство и сотрудничество. Вот кредо Путина в международных отношениях.

Впрочем, президент РФ сам формулировал свои принципы с предельной ясностью и четкостью:
«Следует отказаться от воинственной риторики, взаимных обвинений и упрёков, которые лишь усугубляют ситуацию. В логике старых подходов нельзя решать ни одну из современных проблем. Нужны свежие, свободные от стереотипов идеи».

Это относится и к Европе, и к Азии, и к Америке в равной мере.

Территория интеграции


Вполне естественно, что одним из приоритетных направлений внешней политики руководства России остается постсоветское пространство.

Еще в феврале, во время совместной пресс-конференции с тогдашним президентом Кыргызстана Алмазбеком Атамбаевым, Путин сказал: «Возьмём пример европейской интеграции. Там, для того чтобы им между собой разговаривать, 28 переводчиков работают. У нас есть русский язык, который является языком межгосударственного общения».

Но дело не только в языке межнационального общения, понятном всем главам государств, образовавшихся на месте Советского Союза. Есть и не менее важные, объективные экономические факторы. О них Путин тоже не забыл:
«У нас есть общая инфраструктура (транспортная, дорожная сеть, железная дорога, энергетическая инфраструктура), у нас очень высокая степень кооперации, доставшаяся нам ещё с советских времён, – напомнил российский лидер. – Не дорожить всем этим, не придавать этому новое качество и не использовать было бы глупо на фоне того, что в мире происходит. А в мире везде происходят региональные интеграционные процессы, очень активно развиваются».

Понятно, что эти интеграционные процессы проходят неравномерно. Часть бывших союзных республик ограничиваются двусторонними отношениями с Россией. Четыре – Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан и Армения – вступили в Евразийский экономический союз (ЕАЭС), образованный на месте Евразийского экономического сообщества, существовавшего практически в том же составе.

Статус наблюдателя в ЕАЭС уже получила Молдавия, а среди вероятных кандидатов на вступление значатся не только бывшие республики СССР Узбекистан, Таджикистан и Туркмения, но и Монголия, Иран, Сирия и даже Турция. Сам ЕАЭС уже подписал соглашение о Зоне свободной торговли с Вьетнамом, и эта зона имеет четкие и логичные перспективы для расширения.

В любом случае, надо ясно понимать – и президент Путин не раз об этом говорил, – что речь не идет о какой-либо форме «восстановления» СССР, это в принципе невозможно. Но, как справедливо отметил российский лидер в апрельском интервью телерадиокомпании «Мир», «существуют современные угрозы, для которых границы не имеют значения: терроризм, организованная преступность, наркотрафик, и эффективно бороться с этими угрозами, в том числе для нас, можно только объединяя усилия».

Пример более тесной интеграции показывает другая, уже не экономическая организация – ОДКБ, Организация­ Договора о коллективной безопасности, в которую сегодня входят все члены ЕАЭС плюс Таджикистан. Этот союз иногда пытаются сравнивать с организацией Варшавского договора или даже с НАТО. Но Путин в том же интервью телерадиокомпании «Мир» обозначил разницу:
«НАТО создавалась в условиях холодной войны и противоборства двух блоков. ОДКБ создавалась в новых условиях, для купирования современных угроз».

Источник одной из этих угроз, международного терроризма, находится в том числе в непосредственной близости к границам того же Таджикистана, который без помощи России не смог бы ему сопротивляться и противостоять. Так что интеграция – отнюдь не абстракция, а отражение реальных тенденций современного мира.

Есть в интеграции не только военный, но и гораздо более существенный экономический аспект. Так, согласно официальным данным, в 2017 году совокупный ВВП Евразийского экономического союза увеличился на 1,8 %. Положительная динамика была отмечена в самых разных сегментах экономики: в промышленности рост составил 2,4 %, в сельском хозяйстве – почти 1 %; расширились соответственно на 6,9 и на 7,8 % грузовые и пассажирские перевозки.

Кроме того возросли объёмы внешней торговли союза – плюс 26 %, а положительное сальдо экспортно-импортных операций превысило 77 миллиардов долларов. При этом доля машин, оборудования и транспортных средств достигла 17,5 %. Удельный же вес энергетических товаров (важный структурный момент!) снизился до 28 %.

В целом товарооборот между государствами – членами Евразийского экономического союза увеличился в 2017 году на 30 %. «Это прямое следствие того, что мы создали в рамках союза единый рынок и общее экономическое пространство», – заявил Владимир Путин на очередной встрече в верхах Евразийского экономического союза.

Посредник и миротворец


С Украиной – одной из бывших республик Советского Союза – отношения России в последние три года складываются из рук вон плохо.

Позиция Путина по этому пункту последовательна и логична, и она полностью совпадает с той идеологией межгосударственных и межнациональных отношений, которую исповедует президент России: надо распутывать узлы, а не разрубать их. Кроме того, необходимо отделять объективные национальные интересы от сиюминутных интересов правящих режимов.

На итоговой пресс-конференции после саммита «Двадцатки» Путин выразился конкретно и недвусмысленно:
«Интересы России и Украины, интересы российского и украинского народов – я в этом глубоко уверен, просто полностью убеждён – совпадают. Не совпадают только, может быть, интересы сегодняшнего руководства Украины и некоторых политических кругов сегодняшней Украины. А если объективно подойти, то, конечно, Украина и Россия заинтересованы в сотрудничестве, заинтересованы в том, чтобы объединять свои конкурентные преимущества, развивать свои экономики».

Но пока у власти в Киеве находятся нынешние правители, необходимо считаться с политической реальностью. В связи с этим Владимир Путин постоянно подчеркивает, что единственный выход из ситуации – выполнение Минских соглашений, одобренных в свое время в том числе президентом Украины Петром Порошенко и подписанных его официальным представителем.

Эти соглашения стали результатом переговоров так называемой «Нормандской четверки», в которую входили не только Путин и Порошенко, но и канцлер Германии Ангела Меркель и президент Франции Франсуа Олланд, а его преемник Эмманюэль Макрон также придерживается этой позиции.

Немалая часть интенсивных телефонных переговоров Путина с главами Франции и Германии в 2017 году была посвящена реализации тех самых Минских соглашений, причем стороны неоднократно выражали неудовлетворённость общей ситуацией в контексте урегулирования украинского кризиса. И в этом европейские партнеры были солидарны с российским президентом.

На дипломатическом языке «выразить неудовлетворенность» – очень сильное выражение. Можно сравнить с оценкой «неудовлетворительно», то есть банальной двойкой. Но Путин в своих выступлениях и беседах с представителями средств массовой информации высказывался по данному поводу без дипломатических полутонов, прямым текстом:
«Я думаю, что сегодняшняя украинская власть вообще не готова к реализации Минских соглашений и ищет повод для того, чтобы отказаться от их исполнения, и этому тоже способствовало бы развитие конфликта. Очень рассчитываю на то, что здравомыслящие силы на самой Украине, а также те, кто заинтересован в решении вопросов подобного рода политическими средствами, не позволят развиваться ситуации на юго-востоке Украины по наихудшему сценарию, а наоборот, сосредоточат всё своё внимание и усилия для того, чтобы исполнять Минские соглашения».

А были и более резкие формулировки, как в интервью Le Figaro:
«Конфликт на юго-востоке Укра­ины – это конфликт внутренний, украинский конфликт прежде всего. Он произошёл после неконституционного, силового захвата власти в Киеве в 2014 году. В этом источник всех проблем.
Самое главное, что нужно сделать, – это найти в себе силы всем конфликтующим сторонам договариваться, и прежде всего, я в этом убеждён, мяч, как говорится, на стороне официальных киевских властей, они должны прежде всего позаботиться о том, чтобы выполнять эти Минские соглашения».

Путин постоянно и настойчиво подчеркивает, что Россия не является участником конфликта и может выступать только в роли посредника-миротворца, а затем – гаранта соблюдения если не мирных соглашений, то хотя бы перемирия. Собственно, именно таким образом Россия и действует. Выступает, например, с инициативой, чтобы стороны отвели вооруженные силы от линии соприкосновения. И далее в этом роде, в этом направлении.

В то время как Киев категорически не идет ни на какие компромиссы и демонстрирует исключительную враждебность, российское руководство вынуждено принимать решения, поневоле разрушающие те взаимные преимущества, что достались России и Украине от общего советского прошлого, – прежде всего общую инфраструктуру – прежде всего энергетическую.

На совместной пресс-конфе­ренции с премьер-министром Венгрии Виктором Орбаном (у которого Владимир Путин в этом году дважды побывал в гостях) российский президент подтвердил, что в сложившейся ситуации приходится производить транзит российского газа в обход территории Украины.

«Мы не ставим перед собой никаких целей политического характера в отношении транзита через Украину­, – подчеркнул при этом Путин. – Если это будет экономически целесообразно, если это будет надёжно, то мы не исключаем и продолжения какого-то объёма транзита через Украину». Главное – чтобы российский газ бесперебойно поступал на венгерский рынок.

В таких случаях говорят: ничего личного, только бизнес. Ну а если точнее – никакой политики, только экономика­.

Санкции и инвестиции


Российская экономика в 2017 году продолжала развиваться в условиях режима санкций со стороны США и Европейского Союза. Что неизбежно накладывало свой отпечаток на ситуацию в нашей стране: при том что эти санкции подействовали совсем не так, как рассчитывали их инициаторы.

По этому поводу Путин высказывался недвусмысленно и однозначно. Выступая на июньском Санкт-Петербургском международном экономическом форуме, президент заявил:
«Наши партнёры в отдельных странах или группе стран начали предпринимать попытки сдерживать Россию, сдерживать её законное стремление к обеспечению своих национальных интересов, предпринимая всякие не вписывающиеся в рамки международного права действия, в том числе ограничения экономического характера».

Там же на форуме Владимир Путин объяснил причины своего отношения к санкциям. «Они были и осуществляются в нарушение всех международных норм и правил, – подчеркнул глава государства. – Те же Соединённые Штаты всегда отстаивали идеи свободного рынка, открытой экономики, всегда всех учили (сейчас уже вроде перестают учить, самим надо учиться), но говорили о том, что политика не должна влиять на мировые экономические процессы и что политика будет только мешать экономике, и сделали именно то, от чего всех предупреждали».
Но поскольку санкции – это реальность (причем реальность, в которой предстоит жить очень долго), руководству России пришлось к ним приспосабливаться.

Во время июньской Прямой линии Путин объяснил, что все не так однозначно: прежде всего, гораздо больший ущерб нашей экономике нанесли мировая конъюнктура и снижение цен на традиционные российские продукты экспорта – нефть, газ, металлургическую промышленность, химию и прочее. Но из этого пике к 2017 году удалось выйти.

Рецессия завершилась, и начался рост ВВП: за первый квартал – 0,5 % роста, за апрель – уже 1,4 %, в мае рост превысил 3 %, и эта тенденция сохраняется. Весь год отмечался рост, и, по расчетам экспертов, в среднем по 2017 году он составит примерно 2 %. Как утверждают специалисты, это не чисто внутреннее дело России, а заметный вклад и в рост мировой экономики.

Позитивная динамика в экономике наблюдается не первый год. Уже в 2016 году все основные показатели оказались намного лучше, чем мы ожидали. Прогнозы были просто катастрофичными, но они не оправдались. Промышленное производство увеличилось на 1,1 %.
Продолжается устойчивое снижение инфляции. К сентябрю этого года удалось добиться рекордного для России снижения инфляции. Это был исторический минимум – 3,5 %.

При этом безработица в стране остается на низком уровне – всего 5,2 %, растут резервы, в том числе резервы Центрального банка, резервы правительства. Резервы Центрального банка выросли уже до 412 миллиардов долларов. На 40 % увеличились доходы федерального бюджета, и это всё на фоне той самой низкой инфляции – 4,4 %.

Как отметил Путин на Прямой линии, «всё это вместе, безусловно, не может не вселять оптимизма, хотя, конечно, нельзя сказать, что этот тренд является абсолютно устойчивым. Мы должны внимательно следить за тем, чтобы поддержать этот тренд на рост».
Если же вернуться к теме санкций, то, как это ни парадоксально, помимо очевидных минусов в них есть и не менее заметные плюсы. «Мы вынуждены были включить мозги, таланты, сосредоточить ресурсы на ключевых направлениях, а не только пользоваться нефте- и газодолларами. К чему это привело? У нас реально начало расти производство в важных, сложных отраслях», – разъяснил этот момент президент России. При общем росте потребления импорт свинины сократился примерно на треть, а импорт мяса птицы вдвое – все лакуны были заполнены продукцией отечественного производителя.

Есть и еще одно обстоятельство, которое, возможно, не было учтено политиками, придумавшими санкции против России. Согласно расчетам и выводам официальных экспертов ООН, если российская экономика могла потерять приблизительно 50‑52 миллиарда долларов, то те страны, которые ввели санкции, потеряли не менее 100 миллиардов долларов. Вот такое получилось обоюдоострое оружие, которое бьет и по тем, кто его применяет.

В этом году мы получили много свидетельств еще одного немаловажного процесса. Невзирая на экономические санкции, Россия продолжает играть серьезную и заметную роль в мировой экономике.

В январе Путин встречался с главой суверенного фонда Государства Катар Абдаллой Бен Мохаммедом Бен Саудом Аль Тани, главным исполнительным директором «Гленкор Интернешнл АГ» Айваном Глазенбергом и главным исполнительным директором «Интеза Санпаоло С.п.А.» Карло Мессиной, которых поздравил с завершением успешной сделки по приобретению 19,5 % компании «Роснефть».

Последовательно и неуклонно крепились экономические связи с Турцией, с президентом которой Реджепом Тайипом Эрдоганом Путин встречался в этом году чаще, чем с какими-либо другими иностранными государственными лидерами. Россия продолжает надежно снабжать Турцию энергоресурсами. Стабильно функционирует газопровод «Голубой поток», и уже заключены все необходимые договоры о строительстве ещё одного крупного энергетического проекта – «Турецкого­ потока». По дну Чёрного моря предполагается проложить две нитки с пропускной мощностью по 15,75 миллиарда кубических метров в год.

И это направление интересует не только Турцию, но и многих европейских партнеров.

Активную роль играет Россия и на нефтяном рынке. В мае этого года стало известно, что Александр Новак, министр энергетики, согласовал с саудовцами продление ограничений на добычу нефти на девять месяцев, то есть до марта 2018 года. Президент Путин тогда же, находясь в Пекине, прокомментировал эту новость:
«Саудовская Аравия целиком и полностью выдерживает все договорённости, которые состоялись до этого. Первое. Второе, и это самое главное, Саудовская Аравия заинтересована в поддержании стабильных и справедливых цен на нефть».

Логичным и естественным продолжением тех переговоров стал первый в истории официальный визит в Россию короля Саудовской Аравии Сальмана бен Абделя Азиза­ Аль Сауда в октябре этого года. Кроме того, стабильный рост цен на нефть, который, безусловно, оказывает положительное влияние на состояние российской экономики­.

Наконец, продолжается рост инвестиций из-за рубежа, и никакие санкции помешать этому не могут.

Так, на майской встрече с новым президентом Франции Эмманюэлем Макроном было отмечено, что французский бизнес продолжает активно работать в России. Ни одна из почти 500 французских компаний не ушла с нашего рынка в последние годы, несмотря на все сложности. В 2016 году прямые французские инвестиции в российскую экономику увеличились на 2,5 миллиарда долларов, а двусторонний товарооборот продолжает расти.

На пленарном заседании Петербургского международного экономического форума в июне Путин тоже говорил прежде всего об инвестициях. О том, что руководство России открыто «к совместной работе, реализации взаимовыгодных проектов, сотрудничеству в решении важнейших стратегических вопросов глобального развития».

По словам российского лидера, надо только поставить на прочную системную основу механизм проектного финансирования, минимизировать рис­ки для инвесторов на всех стадиях – от подготовки проектов до их реали­зации. При этом никак не обойтись без государственных гарантий.

Для того чтобы это было осуществлено, нужно ускорить прохождение в Федеральном Собрании поправок в законодательство, которые сделают более гибким механизм кредита. Работа эта встретила однозначное одобрение со стороны потенциальных зарубежных инвесторов. И это «позволит обеспечить значительный рост объёма частных финансовых ресурсов, направляемых на запуск новых проектов в реальном секторе экономики».

Путин подчеркивает, что заинтересован в том, чтобы инвестиции приходили в высокотехнологичные отрасли. Надо только обеспечить инвестору неизменность налоговых и других условий, связанных с госрегулированием. «Что касается налогов, то предлагаю продлить уже предусмотренную льготу по налогу на прибыль на период после 2025 года».

Впрочем, параллельно с инвестициями надо развивать и импортозамещение. Хотя на регулярных совещаниях с членами кабинета министров президент много раз говорил, что государственная поддержка проектов импортозамещения небезгранична. «Нам импортозамещение само по себе не нужно, это не самоцель. Мы должны просто использовать сложившуюся конъюнктуру для поддержки тех компетенций, которые были утрачены и которые нам нужны, и создания новых компетенций, особенно в высокотехнологичных секторах экономики, – пояснил глава государства. – Вот нам для чего это нужно. А не для того, чтобы импортозаместить всё и вся».

Тем более что существует не менее важная задача – стимулировать запуск новых проектов. Не просто заместить импорт отечественными товарами, но и увеличить экспортный потенциал российских предприятий.

Возвращаясь от экономики к политике, нельзя не заметить, что отсутствие ожидаемого отрицательного эффекта от введения санкций против России вызывает у многих наших «партнеров», как их называет Владимир Путин, нервную реакцию. «Внутреннее раздражение, желание всё-таки какими-то способами добиться своего, это вызывает стремление обострить ситуацию. К сожалению тех, кто это делает, мы не даём повода. Но повод стараются найти, что называется, как у нас говорят в народе, на пустом месте», – резюмировал российский президент эту печальную тенденцию.

Ну а самый главный итог темы санкций Путин подвел на Прямой линии:
«История России показывает, что мы, как правило, и жили под санкциями, начиная с того момента, когда Россия начала вставать на ноги и чувствовать себя крепко. Когда наши партнёры в мире чувствовали в лице России серьёзного конкурента, так под разными предлогами вводились какие-то ограничения... Так что не было бы Крыма, не было бы других проблем, придумали бы что-нибудь ещё для сдерживания России».

Оборона и безопасность


В 2017 году двумя главными союзниками России по-прежнему оставались армия и флот, как о том говорил 140 лет назад государь император­ Александр III.

Президент России весь год бдительно следил за укреплением обороноспособности страны. По итогам заседаний Военно-промышленной комиссии были приняты определенные решения.

Так, вступила в фазу активной разработки новая государственная программа вооружения, рассчитанная до 2025 года. В ходе её выполнения к 2020 году уровень оснащения армии и флота современными образцами вооружения и военной техники должен составить не менее 70 %.
Более того, к 2025 году наше вооружение и техника будет состоять из узлов, компонентов, деталей российского производства на 85 %. В сфере национальной безопасности импортозамещение особенно актуально и жизненно необходимо.

Но главной проблемой в области безопасности продолжает оставаться терроризм. «В Европе взрывают, в Париже взрывают, в России взрывают, в Бельгии взрывают, война идёт на Ближнем Востоке – вот о чём надо думать, а мы всё рассуждаем о том, какие угрозы Россия создаёт», – комментировал сложившуюся в мире ситуацию Путин в уже упоминавшемся интервью французской газете Le Figaro.

Тем временем российские спецслужбы не сидели сложа руки. Российский лидер принял участие и выступил на заседании коллегии ФСБ в феврале, на котором было доложено, что ФСБ вместе с другими силовыми структурами при координирующей роли НАК предотвратило 45 преступлений террористической направленности, в том числе – 16 терактов.

К сожалению, один теракт предотвратить не удалось. В апреле при взрыве в метро в Санкт-Петербурге погибли 16 человек, в том числе предполагаемый исполнитель теракта, а всего пострадало более сотни граждан.

Увы, но ни одна служба безопасности в современном мире не может дать абсолютной стопроцентной гарантии. Это в принципе невозможно.

Президент Путин, проводивший в тот день переговоры с Александром Лукашенко в Санкт-Петербурге, посетил место взрыва и возложил цветы ко входу станции «Технологический институт». В городе был объявлен трёхдневный траур.

Спортивные игры


В 2017 году Россия продемонстрировала, что практически полностью готова к проведению чемпионата мира по футболу-2018.

В июне президент Путин присутствовал на открытии Кубка конфедераций, своего рода генеральной репетиции будущего мундиаля. Организация этого турнира была единодушно признана идеальной.

А в начале декабря на финальную жеребьевку чемпионата, проходившую в Кремле, приехали футбольные звезды первой величины со всего мира – легендарный Пеле, Диего Марадона и еще десятки прославленных игроков. С ними тепло пообщался Владимир Путин и напутствовал собравшихся.

«Уверен, предстоящий чемпионат мира станет мощнейшим фактором развития этого вида спорта как в российских регионах, так и во всём мире, прежде всего, конечно, среди молодёжи.
И мы сделаем всё, чтобы он стал грандиозным спортивным праздником, но главное – ещё больше сплотил большую и дружную международную футбольную семью, для которой важнее всего сам спорт, дружба и честная борьба – ценности, которые неподвластны никакой текущей конъюнктуре», – заявил президент России, выступая перед церемонией жеребьевки. И был поддержан президентом ФИФА Джанни Инфантино.

Футбол удалось отделить от политики. Однако тем временем в Международном олимпийском комитете продолжились политические игры с целью отстранить российских спортсменов от участия в зимней Олимпиаде в южнокорейском городе Пхёнчхан.

Впрочем, Путин заранее раскрыл причины этих международных интриг на высшем олимпийском уровне:
«Олимпийский комитет находится под сильным давлением. У нас нет никаких претензий к Международному олимпийскому комитету, там очень порядочные люди, деловые, но они зависят и от рекламодателей, от телевизионных каналов, от спонсоров и так далее.
А этим спонсорам в свою очередь подаются однозначные сигналы из определённых американских инстанций, и мы не просто догадываемся об этом, а мы знаем об этом. Два варианта – либо заставить Россию выступать под нейтральным флагом, либо вообще не допустить до Олимпийских игр. И то и другое – унижение страны».

В любом случае оба варианта решения (напомним, что в итоге был выбран первый вариант, «под нейтральным флагом») – позор не для России, а для тех чиновников МОК, которые их принимают.

Лицом к людям


За мировыми проблемами и глобальными вызовами президент Путин на протяжении всего года не забывал о простых и естественных нуждах людей, граждан России.

«Для меня важно понять настроение общества, понять, что людей сегодня больше всего беспокоит», – сказал российский лидер во время Прямой линии. И это были не пустые слова.

Владимир Путин неоднократно подчеркивал, что одной из главных заслуг последнего времени считает то, что с 2000 года удалось в два раза сократить число россиян, живущих за чертой бедности.

В январе президент проводил специальное совещание с членами правительства, посвященное подготовке всей инфраструктуры к зимним холодам. В феврале он занимался решением проблем в долевом строительстве.

«Мы знаем, сколько в этой сфере возникало проблем и обоснованных нареканий в связи с тем, что государство недостаточно последовательно осуществляло контроль над этой сферой деятельности. Но были приняты дополнительные решения, и с начала 2017 года значительно меняются правила игры для застройщиков, привлекающих средства граждан для строительства», – прокомментировал Путин действия власти в этом чувствительном, если не сказать болезненном вопросе.

В августе на заседании Совета по развитию местного самоуправления, проходившем в Кирове, президент много времени посвятил анализу отношений местной муниципальной власти с населением, то есть с людьми.

Позиция главы государства была выражена максимально ясно:
«Муниципальный уровень власти максимально близок к людям, к их реальным заботам, а значит, диалог, стремление получить обратную связь должны быть приоритетом в работе местной власти. Только при постоянном, неформальном, заинтересованном общении с жителями можно узнать, почувствовать, что их действительно волнует, и вместе с гражданами добиваться решения насущных задач, строить планы развития».

Путин напомнил, что «не раз говорил, что игнорировать идеи и предложения граждан, заниматься “бюрократическим футболом” категорически неправильно».

От общего – к частному. При всей своей чрезвычайной занятности Владимир Путин находил время для конкретной адресной помощи людям, попавшим в тяжелое положение.

Так, в ходе Прямой линии с главой государства жительница Ижевска Анастасия Вотинцева рассказала о том, что вынуждена обитать с сестрой и детьми в аварийном доме. А местные власти обещают расселять его не ранее, чем в 2029 году. Путин выслушал женщину и пообещал лично заняться этой ее проблемой. Через несколько дней он прибыл с рабочей поездкой в Ижевск и посетил этот самый дом, наглядно убедившись в полной его непригодности для проживания. Тогда президент РФ поручил главе республики Удмуртия Александру Бречалову (на тот момент – исполняющему обязанности) до конца года решить вопрос с переселением. А Анастасию Вотинцеву вместе с сестрой он пригласил в гости в свою резиденцию в Сочи и пообещал выделить им вместе с детьми путевку в санаторий, чтобы они могли поправить здоровье.

Всё это было исполнено с точностью до мелочей. Впрочем, для национального лидера во взаимоотношениях с согражданами мелочей быть не может.
Вернуться