ВВП №104
Главная тема
Точка зрения: «Новому правительству нужно будет найти и запустить драйвер экономического роста»
Я уверен, что президенту хватит понимания и здравого смысла, чтобы предложить определенные новации для дальнейшего поступательного развития страны.
Руслан Гринберг, член-корреспондент РАН, научный руководитель Института экономики РАН
Здоровое общество, здоровая экономика подразумевают разумный баланс. Если равновесие нарушено, возникают различные негативные варианты. И на всякие плюсы найдутся свои минусы.
Если государство педалирует стабильность, устойчивость системы и не заботится об изменениях, не реагирует на внешние и внутренние вызовы, оно неизбежно столкнется с ситуацией, когда стабильность превратится в застой. И это распространяется на всё – и на политическую систему, и на экономическую, и на общественную ситуацию, то есть на настроения людей.
Если же безоглядно делается акцент на изменениях, не важно, в какую сторону, то система становится неустойчивой и непонятно, что из этого может получиться. Чаще всего возникает хаос, в результате которого – запрос на «твердую руку» и различные модификации диктатуры.
И тех, и других крайностей в истории нашей страны было с избытком.
Сегодня мы наблюдаем некоторый перекос в сторону стабильности. Для элиты, для правящего класса всё, в общем, складывается хорошо. Несмотря на различные кризисы и трудности последних лет, народ в целом спокоен.
Есть, правда, такая история, скорее всего, апокриф: будто бы 14 июля 1789 года король Франции спросил министра внутренних дел о настроениях в народе и министр ему ответил: «Народ спокоен». Это было до обеда, а после обеда начался штурм Бастилии, и случилась Великая Французская революция.
Нам такая опасность не грозит. Запас прочности очень велик. Однако чрезмерный упор на консервацию всегда мешает развитию.
Если на выборах президента победит Путин, а шансы у него очень хорошие, то именно он как президент будет определять политический и экономический курс страны как минимум на следующие шесть лет.
Я уверен, что президенту хватит понимания и здравого смысла, чтобы предложить определенные новации для дальнейшего развития страны.
В принципе, несмотря на санкции и плохое отношение к нам наших зарубежных партнеров, поступательное движение вперед идет мерно и плавно. Очень хорошо складывается ценовая конъюнктура в области наших топливносырьевых ресурсов. На них есть стабильный и уверенный спрос.
Правда, никто не знает, что будет дальше, и нельзя бесконечно ехать на нынешних высоких ценах на нефть и газ. Кроме того, пока не хватает экономической динамики, жадности к прибылям.
Тут я хотел бы сделать два замечания. Вопервых, фетишизация такого показателя, как экономический рост, дело неправильное. Ведь плоды, то есть результаты этого роста очень поразному распределяются в разных странах.
Вовторых, любопытно, что в России экономический рост и занятость – две не пересекающиеся прямые. Обычно если в государстве безработица не превышает 5 %, то экономический рост обеспечен. Однако в России эти примерно 5 % сохраняются и во время рецессии, и в период экономического бума. Но это никак не влияет на общие экономические показатели. Причина в том, что у нас попрежнему сохраняется высокий уровень скрытой безработицы, когда многим работникам недоплачивают или они трудятся в течение неполного рабочего дня, но их тем не менее не увольняют.
Эти наши особенности в значительной степени затрудняют анализ и прогнозы в сфере народного хозяйства.
Но в любом случае президенту и новому правительству, которое в соответствии с требованиями конституции будет сформировано после президентских выборов, надо будет обновлять и оживлять государственную экономическую политику. Найти и запустить драйвер экономического роста.
Таким драйвером могут и должны стать транспортнологистические коридоры. При этом не следует плыть исключительно в фарватере национальных интересов Китая с их Великим Шелковым путем.
Надо прокладывать свой путь. Создавать ГЧП – государственночастные партнерства. Причем тут важны филологические тонкости. Например, группа Алексея Кудрина, группа Бориса Титова, отдельные министры из нынешнего правительства выступают за ЧГП – то есть частногосударственное партнерство. У них на первом месте стоит частник, который постоянно просит деньги из бюджета.
Не понимаю, какой смысл в таком порядке букв и действий. Всё должно делаться наоборот: государство инициирует проект, выделяет львиную долю средств для его поддержки и делает этот проект «вкусным», привлекательным для частных инвесторов.
Я ратую за связку Европы с Азией. Это важно и геополитически, и экономически, и социально. У нас, как известно, очень большая территория, при этом малонаселенная (и это при не слишком благоприятной демографической ситуации). Эту территорию надо както стягивать, словно бочку обручами, чтобы люди могли свободно перемещаться. Нужен мобильный рынок труда. Не все могут переехать в Москву и другие крупные города.
Более ста лет назад Транссиб вывел Российскую империю из экономического тупика. В России практически все всплески экономического роста связаны с крупными стройками – зимняя Олимпиада 2014 года, Крымский мост, грядущий чемпионат мира по футболу. Эти масштабные проекты во многом и обеспечивают экономический рост.
Но, как только строительство очередного объекта заканчивается, сразу же наступает экономическое уныние и вялость. Надо этого не допускать.
Новое правительство должно выработать, определить приоритеты промышленной политики. Для этого надо будет произвести инвентаризацию накопленного индустриальночеловеческого потенциала. Это давно уже не делалось, и мы даже не представляем себе, что мы можем довести до ума, а где любые усилия уже бесполезны.
Я бы разделил этот потенциал на три части. Первая – то, что можно интенсивно финансировать, поддерживать всеми имеющимися средствами, чтобы вывести на международный уровень. Вторая – безнадежно отставшая сфера. Там остается только переселять и переобучать людей. Третья – военнопромышленный комплекс. Там не имеет значения эффективность, этот сектор жизненно необходим для национальной безопасности.
Что до импортозамещения, то оно не может быть тотальным, нельзя бросаться в крайности. Это сильно повредит нашим потребителям, привыкшим к хорошей жизни. Другой вопрос, что таких потребителей не слишком много, но в любом случае эту ситуацию одним махом не изменить.
Что касается малого бизнеса, о котором тоже не следует забывать, то его главная проблема в другом. Строго говоря, у нас для богатых – примерно для 10 % населения – всё есть. Правда, это «всё» почти полностью импортное, вплоть до самых простых вещей – табуреток или смесителей. И это ненормально. А наш большой бизнес – финансы, банки, топливносырьевой комплекс – в малом бизнесе не нуждается, в основном прекрасно без него обходится.
Правительству неизбежно придется решиться на риск. Когда затевается большое дело, вкладываются большие средства, а результата нет – это печальная, но тоже возможная перспектива. Но в нашем случае риск от того, что придется делать чтото новое, гораздо меньше, чем риск от ничегонеделания.
Вернуться