Журнал

ВВП № 102

Правительство

Правительство


© РИА НовостиПредседатель правительства Дмитрий­ Медведев подвел итоги года в традиционном телевизионном интер­вью представителям нескольких ве­ду­щих российских телеканалов. Премьер-министр ответил на вопросы телеведущих Валерия­ Фадеева­ («Первый канал»), Сергея Брилёва («Россия­»), Ирады Зейналовой (НТВ), Игоря Полетаева (РБК) и Михаила Фишмана­ («Дождь»).

Позитивная статистика


Работу кабинета министров, продержавшегося в почти неизменном составе пять с половиной лет, Медведев оценил со сдержанным оптимизмом.

Прежде всего премьер-министр полностью согласился с пре­зидентом Владимиром Путиным, что главным достижением 2017 года стал выход экономики из рецессии.

До этого отмечалось длительное падение, которое в нынешнем году наконец-то сменилось ростом. «Все аналитики – и наши, и иностранные – сходятся, что по итогам текущего года мы получим приблизительно 2 % прироста валового внутреннего продукта», – сказал Медведев.
Это достаточно скромный прогресс, но он вполне соответствует среднемировым темпам роста в развитых странах. Как и наша инфляция, которую председатель правительства назвал «рекордно низкой». И даже более того, Медведев заявил: «Пока не называю абсолютных цифр. Нужно ещё, чтобы статистика поработала и год закончился. Но это будет абсолютным достижением за всю постсоветскую эпоху. То есть за весь период развития современной России инфляция никогда не опускалась так низко».

Безусловно, в этом была заслуга правительства, которое четко реализовало намеченные планы и, несмотря на все вызовы и серьезные международные проблемы вроде санкций, в полном объеме исполнило социальные обязательства.

Еще один момент, важный как в экономической, так и в сугубо социальной плоскости. В этом году несомненной победой завершилась «битва за урожай». Российские аграрии, по словам Медведева, смогли добиться выдающихся результатов. «140 миллионов тонн зерна... – это результат, которого никогда не знала наша страна, ни в каком веке, ни при каком строе, ни при каком государстве», – с гордостью заявил председатель правительства. Осталась, правда, не менее сложная задача – грамотно распорядиться этим богатством.

Падение завершается, проблемы остаются


Вместе с тем Медведев признал наличие в народном хозяйстве определенных проблем. Есть среди них и объективные, на которые повлиять практически невозможно: низкие цены на углеводороды, различного рода санкции. Но есть и трудности внутреннего характера.
Так, например, серьезной проблемой остается перекос структуры отечественной экономики, которая до сих пор в значительной степени зациклена на торговле сырьем, полезными ископаемыми. Хотя и в этой сфере наблюдается определенный прогресс.

«Мы сейчас уже больше половины доходов, около 60 %, получаем не от торговли нефтью и газом, а за счёт других источников, – объяснил Медведев особенности сложившейся ситуации. – Но желательно, чтобы этих источников было процентов на 80-85. Чтобы мы не так зависели от всех тенденций на рынке нефти».

Существует также проблема бедности. Возникла она не сегодня и была частично преодолена, но надо продолжать за счет консолидированных усилий борьбу с бедностью, с низкими доходами людей.

Тем более что в прошлом и позапрошлом году количество бедных несколько выросло. Конечно, их уже гораздо меньше, менее половины от 30 миллионов (столько бедных было в начале «нулевых»), но все равно намного больше, чем хотелось бы.

Впрочем, Медведев подчеркнул, что не должно быть абстрактных призывов бороться с бедностью вообще. Если совершенствовать экономичес­кую систему, то число бедных не станет автоматически уменьшаться. Тут требуется последовательная, конкретная работа, которая должна касаться отдельных конкретных групп населения.

По словам председателя правительства, у современной государственной социальной системы в России есть явный недостаток, который можно было бы обозначить словом «уравниловка».

«Людям, у которых неплохие доходы, какие-то пособия положены, и людям, у которых доходы совсем низкие, – те же самые пособия», – пояснил Медведев. Вот эту негибкую систему следует менять, чем и занимается правительство. Возможно, не так решительно и быстро, как хотелось бы. Министерства и ведомства социального блока, по мнению главы правительства, несколько недорабатывают.

Структуру действующего правительства его глава считает не идеальной, хотя и работающей. Тем более что это не застывшая конструкция. За пять с половиной лет структура несколько раз менялась. Создавалось, например, Министерство Крыма, но было упразднено после того, как выполнило свою задачу. Было расформировано Министерство регионального развития, зато появлялись и сохранялись министерства по делам Кавказа и по развитию Дальнего Востока.

«Наверное, нам чего-то не удалось сделать, наверное, есть чем заниматься с точки зрения структуры правительства, оптимизации технологических процессов», – самокритично заметил Медведев.

Так, он считает, что вся работа кабинета министров должна быть переведена на цифровые технологии и способы управления. Бумаги пора бы уже исключить из оборота. Дело это очень сложное, но необходимое, полагает глава правительства.

Поводы для оптимизма – и скепсиса


Руководителю кабмина внушает оптимизм тот факт, что правительство смогло справиться сразу с двумя сложнейшими вызовами. «Никогда в истории нашей страны не бывало, чтобы драматически обвалились цены на нефть и были введены санкции. Бывало или одно, или другое», – напомнил Медведев. Однако из этой кризисной ситуации удалось выбраться. «Выход из рецессии оказался несколько быстрее, чем многие представляли, не говоря уже о том, что проседание было существенно ниже, чем, например, в 2008 и 2009 годах. Тогда у нас ВВП и промышленное производство упало на 8 %, а в этот период только на 3 %», – резюмировал председатель правительства. При этом он подчеркнул: «Тем не менее очевидно, что, наверное, можно было сделать и больше».

Отметим, что в течение года, в рамках совещаний и заседаний правительства, Дмитрий Медведев тоже регулярно констатировал, что сделано и делается недостаточно. Часто случалось, что глава правительства критиковал – в том числе и адресно – кого-либо из министров (а также глав регионов). Это и неудивительно: не является большим секретом, что, к примеру, в социально-экономическом блоке кабмина задачи, которые ставит руководство страны, решаются недостаточно эффективно, а зачастую всё и вовсе уходит на уровень деклараций. Не все гладко и на региональном уровне, уровне субъектов Федерации (что во многом и стало причиной прошедшей масштабной ротации губернаторского корпуса).

Так, 28 февраля, во время встречи с главами регионов по вопросам межбюджетной политики в рамках форума «Сочи-2017», Медведев обрушился с критикой на отдельных губернаторов. Глава правительства посчитал не совсем верным, что при формировании своих бюджетов чуть ли не половина субъектов Федерации закладывает под будущие расходы нереалистичный объём доходов. То есть столько доходов, сколько им никоим образом получить не удастся.

В дальнейшем, как нетрудно догадаться, получается, что запланированных доходов нет и «для срочного латания дыр все средства хороши». Основным же средством становятся слезные просьбы о финансовой помощи федерального центра. Так что растут не доходы, а совсем наоборот – расходы.

Раскритиковал Медведев губернаторов и еще за один «тренд или сформировавшуюся ситуацию», который был обнаружен в результате инвентаризации расходных полномочий и их фактического финансирования.

Главы многих субъектов Федерации не выполняют как следует полномочия, возложенные на них федеральными законами, в то же время принимают на себя дополнительные обязательства. И на это тоже активно тратятся бюджетные средства. «Это тоже неправильная, негодная практика. Её нужно завершать», – решительно заявил Медведев и потребовал от министра финансов Антона Силуанова исправить ситуацию.

Через несколько дней премьер еще раз объяснил ситуацию в интервью программе «Вести в субботу» телеканала «Россия». Медведев не стал отрицать, что нужно заниматься улучшением бюджетного регулирования, смотреть, каким образом используются трансферты, как осуществляется исполнение основных полномочий регионов. Но и собственную доходную базу надо развивать.

«Потому что ведь очень часто как это выглядит? Вы нам дайте из федерального центра дополнительно денег, мы такую программу хорошую придумали, и мы все эти деньги туда направим… И программа хорошая, и, наверное, направят. Но нужно вообще-то заниматься тем, чтобы свои источники доходов создавать, а не обращаться по каждому поводу в федеральный центр», – подчеркнул председатель правительства.

Узкие места: от социальной сферы до освоения космоса


В июле, на совещании по расходам федерального бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов в части здравоохранения, образования, культуры и социального обеспечения, Медведев тоже обращал внимание на возможные узкие места и недоработки. Глава правительства подчеркнул, что нет ничего важнее социальной сферы, так как и к медицинской помощи обращаются все, и образование дети получают у всех. При этом многие пенсионеры, инвалиды, малообеспеченные семьи «могут рассчитывать только на помощь государства и должны быть уверены, что они эту помощь получат вовремя. Поэтому, несмотря на определённые трудности, экономить на социальных расходах нельзя».

И если люди недовольны тем, как работает социальная сфера, то это всегда недоработки начальников, которые за эту сферу отвечают, – в том числе и на уровне федеральной исполнительной власти.

Разумеется, это относится и к другим сферам народного хозяйства. На заседании правительства 13 сентября Дмитрий Медведев обратил внимание на «нерадостную», как он выразился, ситуацию с адресной инвестиционной программой. «В этом году мы планировали построить или модернизировать 1417 объектов, из них нужно ввести в эксплуатацию 471 объект. За первые полгода сданы только 14 объектов», – сообщил глава правительства.

Он подчеркнул, что в России, как правило, сдачи приходятся на конец года, что неправильно, хотя так сложилось ещё с советских времен. Но это не снимает ответственности с главы Минэкономразвития Максима Орешкина, руководителей Минфина и Минстроя Антона Силуанова и Михаила Меня. От глав этих ведомств глава правительства потребовал исправить ситуацию со сдачей объектов в рамках Федеральной адресной инвестиционной программы.

В конце ноября, после неудачного запуска ракеты «Союз-2.1б», Медведев потребовал от вице-премьера Дмитрия Рогозина, возглавляющего Коллегию Военно-промышленной комиссии и курирующего в том числе космодром «Восточный», срочно исправить ситуацию.

Неудачный пуск глава правительства во время традиционного совещания со своими заместителями охарактеризовал как «прискорбное событие» и напомнил, что оно сильно ударило по репутации российского космоса. С такой оценкой спорить трудно: в нынешней непростой международной ситуации России не хватало только репутационного «самострела».

По словам премьера, ситуация сложилась очень серьезная, проблема требует кардинального решения, а виновные должны понести наказание.

«Я надеюсь, что вы понимаете всю серьёзность этой истории», – жестко обратился Медведев к Рогозину. «Плохо и то, что все начальники успели бодро отрапортовать о том, что пуск был произведён в соответствии со штатными показателями и что всё хорошо, – возмущенно резюмировал премьер-министр. – Это вообще недопустимо».


Вернуться

Спецпроект